Разбить гитару о сцену, много плакать и потом по-детски смеяться, стучать по барабанам и падать без сил на колени, подниматься и снова падать, танцевать и стоять в оцепенении — нет, это не выступление Джима Моррисона в его лучшие годы, это прощальный столичный концерт Кати Павловой и группы «Обе Две».
Вечером 28 октября противно моросил дождь, и Москва была будто наэлектризована. То ли от того, что в это переходное время мысли обычно тяжелые и мизантропов больше, то ли от того, что в «Известиях» проходил концерт группы «Обе Две» с презентацией нового альбома «Циники». Последний концерт тура и последнее выступление Кати в России до неопределённого времени. Многие сольники певицы были отменены, а музыканты основного состава группы разъехались по миру. Павлова явно оставила нам скрытое послание, печальное, но светлое: «Мы точно не прощаемся, друзья. И точно увидимся снова. Не знаю, когда». Наверное, «когда закончатся чудеса», как пела артистка в своей песне. На концерте между людьми, поющими хором песни Кати одну за другой, проносилось электричество. Здесь-то и стало ясно. Вот эта связь, которая рождается между искренней музыкой артиста и людьми, способными эту музыку слышать и понимать. А отмена концертов никак не сможет отменить любовь и признание.
В черно-белом, мрачная Павлова стояла на сцене вместе с гитаристом и барабанщиком. Ни одного лишнего движения: если подняла руку — значит это жест, подняла две — барабанный удар и хук. Это шоу тщательно готовили, ведь времени мало, а сказать нужно так много. Над живой Катей была Катя в записи — на большом экране под потолком висел экран с видеорядом, выполненным в серых тонах. Ролик менялся по мере того, как менялись песни. Хроматика цветов сохранялась. Никаких ярких красок, кроме Катиных рыжих волос.
В новых «последних» песнях Катя Павлова погрузилась в грандиозную рефлексию. Перемещаясь от воспоминания к воспоминанию, от чувств безысходности и бессмысленности в песне «Алиса» к эмоциональным подъемам и даже кокетству в «Фантазиях». Певица создала альбом-откровение, полный амбивалентных чувств и одновременно простой и даже наивной искренности. Сама Павлова в одном из первых интервью после презентации релиза дала характеристику «Циникам» как «мрачный литературный поп». Эти песни — как неизбежная смена состояния — стали результатом непростых этапов и перемен в жизни артистки.
Солистка «Обе Две» в начале концерта была крайне сосредоточена, она находилась будто в мистическом трансе. В момент пауз между песнями не давала комментариев, оставалась в состоянии полного погружения в шоу. Но публика не позволила этому продлиться долго. Люди скандировали ее имя, признавались в любви и хлопали так сильно, что в какой-то момент Павлова оттаяла и мрак в ее глазах развеялся. Она больше не сдерживала свою экспрессивную натуру, напротив — все, что так долго копилось внутри, вырвалось наружу.
Когда пришло время для песни «Угостил», чаша эмоций и чувств Кати была близка к тому, чтобы переполниться. Назойливый, слегка психоделичный гитарный рифф будто подталкивал Катю к срочному моральному обнулению. Это произошло: певица выхватила гитару у музыканта и ударила ее о пол сцены, затем начала бить по тарелкам барабанщика, роняла микрофонные стойки и, наконец, упала сама. После чего Павлова поднялась и продолжила. А вот пострадала гитара или нет, неизвестно, так как гитарист вышел с другим инструментом после, но шоу с этого момента стало явно более жарким.
Старым песням тоже нашлось место в трек-листе прощального тура. Хоть и не прозвучали самые известные хиты (просто были не к месту), певица все же исполнила несколько синглов из прошлых лонгплеев: «Чудеса», «Кавказ», «Капитан». Все они звучали в очень близкой к студийной записи версии.
Если и можно было бы измерить градус эмоционального накала к финалу концерта, то это число было бы близко к максимально возможному. Как и ожидалось, никто Катю с первого раза со сцены не отпустил. Правда, бис был всего один. А вот незадолго до этого в родном Екатеринбурге Павлова возвращалась к людям в зале три раза, что даже для нее абсолютный рекорд.
Последней песней прозвучала печальная, но полная надежды баллада «Рыбка» из нового альбома. Теперь певица одна сидела на сцене за клавишами и тихо пела. Будто дома для друзей. В проигрыше плакала, потом опять пела. Удивительно трогательно и прекрасно, как юная девушка в период первой влюбленности. Но двусмысленные подтексты песни напоминали, что воды все же утекло много и поддаваться наивному чувству долго не получится. Хрупкая «рыбка из горного хрусталя», у которой от всего «разбежались слова». Но больше слов и не нужно, в музыке уже все сказано.