С 6 по 11 февраля в городе Салехард прошёл первый в истории округа конкурс академической музыки «Симфония Ямала». Это мероприятие уже стало главным событием года. Оно ещё надолго оставит послевкусие праздника классической музыки в сердцах всех, кто следил за ним. В столице ЯНАО побывала Анастасия Бойкова.
«Симфония Ямала» началась с выступления Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Юрия Ткаченко. В их исполнении прозвучал финал Симфонии №4 П. И. Чайковского. Это произведение дало мощный старт началу мероприятия. Также на открытие были приглашены юные артисты: Лука Моромов (скрипка), Полина Тхай (виолончель) и Елисей Мысин (фортепиано). Самый младший из них, Лука, впечатлил публику. Его выход вызвал умиление у всего зала. Совсем не укладывалось в голове, как такой маленький восьмилетний мальчик может выйти и исполнить Кампанеллу Н. Паганини. Но он справился со своей задачей на 100 процентов, смело сыграв это сочинение. Нельзя не упомянуть и музыкальный подарок от художественного руководителя «Симфонии Ямала» Дениса Мацуева. Он сыграл Концерт №2 С.В. Рахманинова, конечно, как всегда, поразив слушателей своим мастерством.
В перерыве между исполняемыми произведениями ведущие представили слушателям жюри и участников конкурса. Они съехались на крайний север с разных стран мира: Бельгия, Китай, Япония, Финляндия, Франция, Швейцария, Германия и США. Имена этих деятелей искусства безусловно знают многие музыканты-исполнители: Борис Андрианов, Борислав Струлёв, Валерий Пясецкий и другие. Председателем жюри стал Денис Мацуев.
После первого онлайн-тура, где было отслушано 146 заявок, дальше прошли 15 исполнителей. Благодаря такому подходу Денис Мацуев и губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов назвали это мероприятие фестивалем, так как у конкурсантов была возможность сыграть подготовленные сочинения, что делало соревнование более комфортным. По результатам отбора на очные прослушивания приехали обучающиеся и выпускники лучших учебных заведений мира: МГК им. П.И. Чайковского, Высшей школы музыки (г. Женева), Шанхайской консерватории, Центральной музыкальной школы и не только.
Третий тур шёл в течение трёх дней. Иногда исполняемые произведения совпадали. Самыми часто звучавшими сочинениями были Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор П.И. Чайковского и Концерт для фортепиано с оркестром №2 С.В. Рахманинова. Их сыграли несколько раз. Каждое исполнение отличалось высоким профессионализмом и интерпретацией музыкантов, благодаря чему даже одинаковые Концерты звучали совершенно по-разному. Помимо П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова конкурсанты исполнили произведения А. Дворжака, Э. Элгара, Д. Шостаковича, Р. Шумана, Я. Сибелиуса и Э. Грига.
Зрители могли насладиться не только выступлениями участников, но и мастер-классами от жюри. 9 февраля прошла творческая встреча с Павлом Милюковым — талантливейшим скрипачом, солистом Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки, преподавателем Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Павел Сергеевич дал слушателям советы о правильной постановке рук, давал советы по красивому звукоизвлечению и рассказывал о собственном опыте обучения. А 11 февраля небольшие уроки для ямальских школьников провели Ченсин Хуан и Максим Могилевский. Было интересно и невероятно полезно понаблюдать за работой мастеров своего дела.
Вечером 10 февраля, когда пианисты закончили свои выступления, члены жюри объявили результаты, не дожидаясь торжественного закрытия, потому что обладатели первой премии должны были продолжить свою борьбу за Гран-При уже на гала-концерте. В качестве призов организаторы предусмотрели денежные премии: 3 место — 300 тысяч, 2 место — 400 тысяч, 1 место — 500 тысяч и главный приз Гран-При в размере одного миллиона рублей.
Дипломанты были определены только среди виолончелистов, ими стали Никита Серов и Тамар Слуцкер, которые получили денежный приз 100 тысяч рублей, другие участники разделили между собой призовые места. Третью премию получили Даниил Зимин (виолончель), Михаил Усов и Даниил Бессонов (скрипка), Цянфею Лю и Николай Кузнецов (фортепиано). Второе место присуждено Камилю Мухаметдинову (виолончель), Марии Лундиной и Руи Вэнгу (скрипка), Александру Князеву и Марселю Тадокоро (фортепиано). Первой премии удостоились Богдан Ефремов (виолончель), Стефания Поспехина (скрипка) и Жуй Мин (фортепиано), которые встретились в финале. Также не забыли отметить и лучшего концертмейстера, им стала Шолпан Барлыкова, работающая в Центральной музыкальной школе, ей вручили приз в размере ста тысяч рублей.
Обладатели второй премии в номинации фортепиано Александр Князев и Марсель Тадокоро рассказали, как попали на этот конкурс и что чувствовали на сцене во время исполнения программы.
Как вам пришла идея участия в «Симфонии Ямала»? Ведь в России проводится довольно много мероприятий разного уровня. Почему решили отправиться так далеко на север России?
АК: Совершенно случайно! Дело в том, что сначала конкурс планировался проводиться в категории от 18 до 30 лет, и я просто не попадал по возрасту. А потом его сделали от 16 лет. В феврале мероприятий не так много, это — единственный известный конкурс, где художественный руководитель Денис Мацуев. Вот решил податься и прошёл.
МТ: О «Симфонии Ямала» мне рассказала мой педагог Рена Шерешевская, и мы решил подать заявку. Это был первый раз когда мне удалось увидел настолько много снега. Я был очень счастлив!
Какие эмоции у вас были, когда вы завершили последнее произведение в конкурсной программе?
АК: Слава богу доиграл! Если честно, чувствовал огромное удовольствие от оваций публики. Это всегда даёт невероятные эмоции.
Марсель, на последнем туре Вы играли Концерт П. И. Чайковского. Можете рассказать, что Вы чувствовали во время выступления?
МТ: Да, я играл этот концерт в оригинальной редакции. На самом деле, просто был невероятно рад исполнить это сочинение в России, на родине композитора.
Ощущали ли вы больший груз ответственности или особенное волнение из-за того, что в жюри находились такие именитые музыканты?
АК: Конечно! Чем серьезнее конкурс, тем более известные люди сидят в жюри. Сюда также приехал мой педагог, на меня смотрят все родственники по трансляции. Ответственность большая, поэтому и волнение есть. Всё равно приходится заниматься и играть.
МТ: Конечно! Я безусловно уважаю всех членов жюри, особенно Дениса Мацуева. Мне удалось неоднократно присутствовать на его концертах в Париже, и я был очень счастлив возможности услышать его в России.
Какая атмосфера царит за кулисами? Появились ли у вас какие-то друзья, или, может, познакомились с кем-то из других участников?
АК: Сюда мы приехали с моим давно знакомым товарищем Жуй Мином, с которым вместе учимся в ЦМШ. У нас здесь очень жесткое расписание: мы встаем в 8 утра, сразу идём завтракать, потом заниматься в отдельный класс, после — обедаем и опять заниматься, а потом ужинать, после этого ещё репетиции. Конкурс сделан так, что есть стабильный распорядок дня. Это на самом деле очень дисциплинирует.
МТ: У нас был очень плотный график и мало свободного времени, но мне удалось встретиться и пообщаться с некоторыми пианистами и виолончелистами — это был прекрасный момент.
Как же оценивались конкурсанты, и какое значение «Симфония Ямала» имеет для северного региона, рассказал Павел Милюков.
Как вы относитесь к идее проведения конкурса такого высокого уровня и масштаба на крайнем севере?
Это хорошее дело! Уверен, что конкурс уже стал неким толчком для детей и родителей, которые услышали выступления таких талантов на открытии. Сейчас «Симфония Ямала» привлекает большое внимание. У нас уже есть мысли о налаживании связи между местным образовательным центром и «Сириусом», чтобы учителя могли проходить курсы повышения квалификации, а за ними потянутся и их ученики. Конкурс в связи с этим будет главным музыкальным событием в году, возможно он будет проходить с некоторой периодичностью. Просто очень радуюсь этому!
Что касается работы жюри, есть ли у вас какие-то критерии, на которые вы обращаете особое внимание при оценивании конкурсантов?
Чего-то конкретного нет, наоборот, всё это происходит вкупе каких-то талантов. Я думаю, что в каждом музыканте присутствует много разных сторон, задача жюри — по достоинству оценить всех конкурсантов. Конечно, есть много мнений, один заметил одно хорошее, второй другое, и у разных людей в разной степени. Это очень сложно обсудить. Тут даже слово «честно» не подходит, потому что правы и те, и другие.
Может быть вы могли бы что-то пожелать тем музыкантам, которые хотели бы участвовать в конкурсах подобного уровня или планируют своё участие уже во второй «Симфонии Ямала», если это станет традицией округа?
Просто пожелать удачи и здоровья. Мы сегодня встречались с педагогами, очень много хотелось им рассказать. На что нужно не просто обращать внимание, а над чем нужно по-настоящему заниматься. Такая работа требует много сил и времени. Причем неважно какой опыт у музыканта, этим можно заниматься всю жизнь.
Когда настал долгожданный финал, зрителей снова приветствовал оркестр. На этот раз коллектив исполнил увертюру к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». После началась торжественная церемония закрытия, где дипломантам и лауреатам конкурса вручили денежные сертификаты и памятные грамоты-таблички. Награждали победителей звездные гости из-за границы — Джейсон Го (виолончель), Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка) и Юстус Франтц (фортепиано). Речь последнего особенно запомнилась. Немецкий пианист на русском языке поделился со зрителями своими эмоциями, вызванными «Симфонией Ямала»: «Когда я получил приглашение первое, что мне нужно было сделать это посмотреть, где находится Салехард — на краю света! Но теперь конкурс безусловно вошел в культурный центр мира <…> я говорю от имени всего жюри, что мы пережили нечто уникальное, важное и то, что нас порадовало».
Получив свои награды, лауреаты первой степени отправились за кулисы готовиться к заключительному выступлению. Богдан Ефремов исполнил вторую и третью части Концерта для виолончели с оркестром ми минор Э. Элгара, Стефания Поспехина блестяще сыграла первую часть Концерта для скрипки с оркестром Ре мажор П.И. Чайковского, а Жуй Мин дал насладиться слушателям первой частью Концерта для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова. Когда все музыканты завершили выступление, казалось, что каждый из них заслуживает высшей награды. То, каким талантом и профессионализмом обладают эти юные музыканты просто немыслимо. Охватить большие объёмы музыки невероятно сложно, а вынести их на сцену, вместе с оркестром, перед полным залом публики просто подвиг.
Жюри вышли из зала на последнее обсуждение перед определением победителя. Вернулись они довольно быстро, и на сцену вышли ведущие, сказав, что время объявлять результаты ещё не пришло. Вместо этого на сцену пригласили Дениса Мацуева и его хороших друзей-музыкантов Андрея Иванова (контрабас) и Александра Зингера (барабаны), с которыми маэстро ежегодно приезжает в Салехард на концерты. Вместе с ними и оркестром он исполнил Рапсодию в стиле блюз Дж. Гершвина с джазовыми каденциями. Конечно же, приехав на полярный круг, Денис Леонидович не мог не сыграть сочинение в своём любимом стиле и немного музыкально «похулиганить».
Произведение было исполнено феерично. Импровизации на сольных инструментах вызывали бурные овации публики прямо во время исполнения. А оркестр лаконично поддерживал и объединял всю музыкальную ткань сочинения.
Вот и настал долгожданный момент. Денис Мацуев пригласил губернатора на сцену для того, чтобы вместе объявить обладателя Гран-При. «Мы старались дистанцироваться от слова конкурс насколько это возможно. И гала-концерт это продолжение праздника. Дмитрий Андреевич, мы с вами добрые люди, а члены жюри еще добрее…». Они решили присудить два Гран-При. Главный приз получили Стефания Поспехина и Жуй Мин.
Так в Арктике прошла невероятно значимая неделя в сфере классической музыки. «Симфония Ямала» стала отправной точкой большим переменам в культурной жизни округа. Дмитрий Артюхов объявил, что теперь этот конкурс будет проходить раз в два года. А место, где было организовано это мероприятие, получило новое название. Раньше оно называлось Культурно-деловым центром, а теперь это — Ямальская филармония — первая в округе и самая молодая в России.
Фото: Официальные площадки проекта «Симфония Ямала», сайт Мариинского театра