
Композитору, дирижеру и просветителю Пьеру Булезу 26-го марта исполнилось бы 100 лет. В честь его Дня рождения в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского состоялся концерт, в программу которого вошли сочинения и самого Булеза, и его российского почитателя Эдисона Денисова. Фигура Булеза многогранна, и мнения о ней у музыкальной общественности очень разные, иногда противоположные; но 26-го марта в одном пространстве собрались те, кто любит Булеза всем сердцем, отчего концерт стал встречей старых друзей, объединенных фигурой одного из лидеров французского музыкального авангарда.
Во вступительной речи композитор и музыковед Фёдор Софронов, который стал также и автором буклета, отметил, что музыка Булеза часто требует подготовки и серьезного интеллектуального осмысления, но выразил надежду, что сегодня она будет говорить сама за себя.
Первые два номера (Derive Булеза и «Жизнь в красном цвете» Денисова) были объединены инструментальным составом, скомпонованным по прототипу шёнбергского «Лунного Пьеро»; впрочем, Денисов свое сочинение с ним никак не связывал. Он создал «Жизнь в красном цвете» на тексты поэта и писателя Бориса Виана, которые с безошибочным чувством стиля интерпретировала в концерте сопрано Екатерина Кичигина.
Дирижировал концертом Заслуженный артист России Игорь Дронов, обладающий спокойным и очень точным дирижерским жестом; авангардная музыка в его интерпретации стала кристально ясной, все музыкальные фразы оказались на своем месте, образуя собой логичное и понятное целое.
Камерные составы чередовались с сольными номерами. Варвара Косова очень вдумчиво исполнила на скрипке интеллектуальную головоломку Anthemes 1, которую Булез написал, опираясь на свои детские воспоминания о церковных песнопениях, где номера стихов обозначены еврейскими буквами, а сами тексты написаны на латыни. «Булез создает два разных звуковых мира, где еврейским буквам соответствуют длинные, статичные или глиссандирующие тоны, а латинским стихам — противоположные, наполненные звуковыми событиями и артикуляциями», — описал устройство пьесы Софронов в буклете, подготовленном специально для концерта.
Совсем иного рода было сочинение для фортепиано Incices («надрезы», «гравированные узоры») в исполнении Моны Хаба, которая ранее, в «Жизни в красном цвете», продемонстрировала мастерство игры не только на рояле, но и на барабане, партию которого Денисов отдал пианисту. Булез создал Incices, вдохновившись «Захер-гексахордом» «ми-бемоль-ля-до-си-ми-ре», который является музыкальной анаграммой фамилии дирижера и мецената Пауля Захера. Мона Хаба исполнила наполненное событиями Incices с сильным, очень волевым чувством.
Не менее впечатляющей стала сольная партия гобоистки Анастасии Табанковой в «Романтической музыке» Денисова для гобоя, арфы, скрипки, альта и виолончели. Несмотря на то, что, по словам композитора, сочинение его носит черты двойного концерта («поскольку кроме гобоя в ней есть и достаточно развернутая партия арфы»), Табанкова своей исполнительской волей не дала этой двойственности проявиться: игра ее была полна страсти и ни на мгновение не дала вниманию зрителя рассеяться.
Завершился концерт символическим сочинением Hommage a Pierre («Посвящение Пьеру»), которое Денисов написал к 60-летию Булеза. Композитор по достоинству оценил это произведение и дирижировал им впоследствии сам на концертах в Европе и США.
Каждое сочинение встречалось овациями такой силы, которую не часто можно наблюдать и на концертах, где звучит музыка куда более знаменитых композиторов. Уже девять лет прошло со смерти Булеза, но дело композитора продолжает жить, пока живы те, кто ценит его творчество.
Фото — Анастасия Ким