
В Московском театре Новая Опера имени Евгения Колобова состоялась премьера танцевального спектакля «Кармен в моей голове». Хореограф-постановщик Татьяна Баганова, сценограф Лариса Ломакина и композитор Настасья Хрущева поработали с архетипом цыганки, создав не очередное воплощение персонажа, а «ситуацию Кармен».
В современной культуре Кармен — имя нарицательное. Для женщин она хранительница секретов обольщения, для мужчин — планка, с которой можно сравнить свою вторую половинку, чтобы решить: хороша или нет.
Если подбирать Карменсите психологическое описание, то она станет идеальным воплощением архетипа «анима». Эту характеристику вывел Карл Густав Юнг, обозначив ее как женское начало в мужском подсознании. Благодаря аниме у мужчин проявляются интуиция, эмоциональность и способность любить. А Кармен — чувственный и страстный персонаж, который может быть и огненным, и эмпатичным.
Героиня вдохновляет художников, поэтов, композиторов создавать новые произведения искусства. Основных Кармен в искусстве две: «литературная» Проспера Мериме и «оперная» Жоржа Бизе. Цыганка у Мериме — роковая женщина, страстная и властная, которая использует свою харизму и энергетику в корыстных целях. Она соучастница грабежей и убийств, предательница, заслуживающая наказания. Кармен, созданная Бизе, — воплощение женской красоты, обаяния, свободолюбия и смелости. Свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни.
Кармен Багановой-Хрущевой-Ломакиной решительно отличается от героинь, придуманных мужчинами. Это не человек, а навязчивая идея, одержимость, которая проникает в тело, струится по венам и наконец достигает мозга. Получается, «Кармен в голове». Но в чьей? Очевидно, в голове Хосе — это он главный герой спектакля, и это его яркая, свободолюбивая анима.
На сцене — «внутри» юноши — лабиринт, вдохновленный вечной лестницей графика Маурица Эшера и зданиями архитектора Рикардо Бофилла. Хотя у современного зрителя обустройство сцены скорее вызовет ассоциации с декорациями корейского сериала «Игра в кальмара». Спуски и подъемы, входы и выходы создают ощущение бесконечности: ты идешь наверх, но вдруг оказываешься внизу; заходишь внутрь, но выходишь с другой стороны. Снова и снова в голове Хосе произносится фраза «Ибо ненавидел этот прекрасный город с его гвадалкивирскими купальщицами». А затем начинают проноситься картины-видения: «Кармен в упорстве», «Кармен в тоске», «Кармен в мольбе», «Кармен в неистовстве».

Линейного повествования в спектакле нет, каждая сцена — деталь пазла. Одна — головокружительно стремительная, другая — напряженная до кома в горле, третья дает чуть передохнуть — но совсем ненадолго. Хореограф-постановщик Татьяна Баганова через телесную близость, объятия, поцелуи, застывшие на лице эмоции создала невероятный накал страстей.
Во всем многообразии сценических отношений двух любящих (или не совсем) сердец одним из самых острых эпизодов оказывается коррида. Бык и тореадор — инь и янь, мужская и женская энергия на пике своего противоборства. Бык здесь — танцовщица, поддерживаемая женской частью ансамбля, а укротитель — танцовщик в компании юношей. В сражении побеждает она, гордо встав над телом побежденного. Но в воздухе повисает вопрос: точно ли тореадор проиграл?

Помогает удержать уровень эмоционального накала и музыка Настасьи Хрущевой. Композитор предупреждала: никаких хабанер, аллюзий на Жоржа Бизе, стиля эспаньоль. Ее язык, в котором две скрипки, виолончель, два фортепиано и барабан становятся единым ансамблем ударных инструментов, предельно ритмизирован. Кряхтящая в басах музыка внезапно взлетает на самый верх. Повторяющиеся обороты заседают в голове и ощущаются как затанцовывание до смерти.
Как изгнать Кармен из головы? Есть ли таблетка от этой болезни? Потерпевшему юноше и в новелле, и в опере было достаточно убить причину недуга, но танцевального Хосе она не отпускает и после смерти. Потому что смерть — не конец; душа остается жить. И вот анима — что в переводе с латыни и есть душа — врывается на мексиканский карнавал в маске мертвеца и в платье из апельсинов. Фрукты рассыпаются по сцене, и оказывается, что ее наряд — это клетка, в которую заключены несколько юношей. Хосе будет освобожден, только если погибнет сам. Его смерть, медленная и мучительная, сопровождается балладой Джона Китса La Belle Dame Sans Merci — «Прекрасная дама, не знающая милосердия». Болезнь «кармен» победила, противоядия не существует.

Фото — Батыр Аннадурдыев