
29 октября в Конференц-зале РАМ имени Гнесиных состоялась очередная встреча в рамках цикла «Экзамен для ректора». Гостем мероприятия, организованного кафедрой музыкальной журналистики, стал ректор Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, доктор искусствоведения, профессор Вадим Дулат-Алеев.
На встрече со студентами-журналистами Вадим Робертович рассказал, чем сегодня живет Казанская консерватория, каково это — быть руководителем творческого вуза и как складывался его путь в музыкальном искусстве.


В воспоминаниях о первых шагах в музыке, Дулат-Алеев отметил, что не собирался становиться музыкантом. Хотя он учился в музыкальной школе по классу скрипки, инструмент не звучал так, как хотелось, и потому к занятиям юный скрипач относился как к обязанности. Настоящий интерес вспыхнул после выступления в школьном оркестре. Исполняя Ave Maria Баха-Гуно, я вдруг понял силу музыкального инструмента, ощутил мощь музыкального искусства, признался Вадим Робертович.
Дальше было поступление в музыкальное училище (поначалу без восторга воспринятое родителями), учеба в Казанской консерватории, защита кандидатской диссертации и начало преподавательской деятельности в стенах родного вуза.
Решение принять пост ректора было для Дулат-Алеева не самым простым. Однако деятельность на этой должности оказалась близка его интересам и позволила проявиться организаторским навыкам: «Мне всегда нравилось возглавлять проекты, придумывать, разрабатывать и реализовывать фестивали, конкурсы, организовывать вокруг них команду», — признается Вадим Робертович. Ректор, по его мнению, должен рисковать — в хорошем смысле этого слова, доверяя молодым и предоставляя им место для роста. Новое поколение специалистов гибко и адаптивно, готово идти в ногу со временем. «Если мы будем застревать в ностальгии, то не сможем расти и меняться. Я рискнул: четыре кафедры в Казанской консерватории сегодня возглавляют люди младше сорока лет», — поделился Дулат-Алеев.


Говоря о Казанской консерватории, Вадим Робертович отметил ее особое место на культурной карте России и мира. Консерватория расположена в уникальном регионе, где веками соседствуют славяне, тюрки и угро-финны, где ислам и христианство сотни лет сосуществуют рядом друг с другом. Дулат-Алеев подчеркнул, что этот синтез создал уникальную традиционную этно-культурную систему, особый менталитет, который влияет на специфику учебного заведения. При этом все этно-музыкальные традиции органично продолжают свое развитие в условиях современного профессионального музыкального искусства. Ректор отметил, что Казанская консерватория с первых дней своей работы опирается на лучшие принципы отечественного музыкального образования, привитые первыми педагогами — выпускниками Московской и Ленинградской консерваторий.
В этом году Казанская консерватория отмечает 80-летие. В рамках юбилея были реализованы два масштабных проекта — фестиваль «Созвездие Жиганова», объединивший педагогов и студентов, выпускников разных лет, оркестры и музыкальные школы республики, а также фестиваль «Казанская консерватория — ровесница Победы». Важным событием юбилейного года стала первая постановка оперы Назиба Жиганова «Джалиль» силами консерватории. Спектакль прошел на сцене Государственного Большого концертного зала имени С. Сайдашева и на сцене Татарского академического драматического театра имени Г. Камала. «Это был серьезный шаг, — подчеркнул ректор. — Выйти на большую театральную сцену — значит доказать, что мы способны делать серьезные оперные постановки своими силами».
Выпускники консерватории — востребованные специалисты не только в Республике, но и за ее пределами. Мы выстраиваем тесные связи с работодателями в рамках образовательного кластера консерватории, в который входят более 90 образовательных, концертных и театрально-зрелищных организаций, творческих коллективов Татарстана, отметил Дулат-Алеев. Кроме того, в Казанской консерватории есть возможность получить второе бесплатное высшее образование по специальностям «Оперно-симфоническое дирижирование» и «Композиция».


Отвечая на вопрос о прошлых ошибках, Вадим Робертович искренне признался: слишком много времени было потрачено на компьютерные игры и социальные сети — это стало уроком рационального отношения ко времени. Еще одно сожаление — оставленные занятия на скрипке. Молодым музыкантам ректор Казанской консерватории посоветовал не бояться нового: «Научиться новому можно в любом возрасте. Если хотите стать профессиональным лидером — начинайте с себя. Не бойтесь учиться!»
Фото — Анна Бобрик
