
В Малом зале «Зарядья» Гнесинский ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» представил программу из духовных сочинений композиторов XX–XXI веков.
В этот вечер ректор РАМ имени Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский дирижировал не родной академией, а — по своей основной специальности — хором. Эффективный менеджер за дирижерским пультом соединился с чутким музыкантом — качества, совершенно без иронии, в равной степени важные для руководителя коллектива.

Строгость, аккуратность, уважительное отношение к музыке и слушателю, а также некоторая дистиллированность звучания — таково первое впечатление от «Altro coro». Этот имидж и манера, конечно, настроенные Рыжинским по собственному внутреннему камертону (знакомому каждому музыканту ощущению «как должно быть»), соответствовали программе: «современные произведения под знаком новой сакральности», — так представил ее конферансье.
Это направление современной музыки называют musica sacra nova. К нему относят духовные сочинения, впитавшие стилистику предыдущих эпох и при этом наполненные чувствами и размышлениями человека сегодняшнего, который, после всего пережитого и перечувствованного, прежним, — таким, как те, кто писал духовные произведения в предыдущие эпохи, — уже не будет.
Поиск нового «духовного» языка выражается, в том числе, в постепенном проникновении разных интонационных и гармонических «слов» из других жанров, направлений и течений. Так, в сочинениях Арво Пярта, представленных на концерте (Morning Star, The Deer’s Cry, Alliluia-Tropos, Nunc Dimittis), можно найти и останки органумов, и аллюзии на баховский Crucifixus, и причудливые витиеватости необарокко, сочетающиеся с характерной для композитора прозрачностью и сдержанностью — чертами так называемой «новой простоты» (new simplicity) и «духовного минимализма» (holy minimalism).
Хоровому ансамблю удалось очень чутко, четко, тщательно и деликатно исполнить не только музыку Пярта, но и его тишину — паузы. После каждого сочинения во время поклона Александр Сергеевич смотрел куда-то вверх — возможно, в камеру или на балкон, однако по неконтролируемой ассоциации вспоминались слова из хорала «К тебе взываю, Господи».
Сочинение Джеймса Макмиллана (р. 1959) The Gallant Weaver на стихи Р. Бёрнса, несмотря на отсутствие духовного подтекста, напомнило светлые протестантские гимны. Иное настроение сообщило публике Miserere того же автора: щемящая музыка будто бы стремилась выйти за пределы гармонического пространства — увеличенные созвучия и терпкие сочетания стремились к большему и большему расширению. Эта мучительная энергия преобразовалась в фугато, которое привело к кульминации, где впервые, — принося долгожданное облегчение, — прозвучала «чистая» доминанта.
Среди западных авторов, которых представил на концерте «Altro coro» — современный латвийский композитор Эрикс Эшенвалдс (р. 1977) и британец Джон К. Тавенер (1944–2013). Эшенвальдс учился в баптистской семинарии, а почти все его крупные сочинения связаны с религиозной тематикой.
Связь обладателя «Грэмми» Джона Тавенера с верой еще более любопытная. В молодости он исповедовал пресвитерианство, но однажды оказался в одном из лондонских православных храмов и «почувствовал себя как дома». Так он обратился к православной церкви, считая, что восточная традиция сохранила изначальную сущность христианства, утерянную Западом. В 1977-м году его крестил митрополит Антоний Сурожский. Среди русской музыки, повлиявшей на него, Джон Тавенер называет знаменное пение и Стравинского. Однако религия интересовала Тавенера не только в русском ее изводе: в разное время он увлекался суфийской музыкой, коптским искусством, Кораном, индийскими упанишадами.
Song for Athene, исполненная в этот вечер, была написана в честь погибшей подруги семьи композитора Афины Хариадес. Самое известное исполнение этого сочинения — на похоронах принцессы Дианы.
В финале программы коллектив обратился к советской музыке: прозвучали «Да святится имя Твое» из русской литургии «Запечатленный ангел» Родиона Щедрина (по мотивам рассказа Лескова), а также сочинения Альфреда Шнитке — Два фрагмента из цикла «Стихи покаянные» и «Отче наш» из цикла «Три хора». Для биса «Altro coro» приберегли произведение Кузьмы Бодрова — «Хорал», исполненный ностальгического и светлого настроения.
Musica sacra nova… У слова «сакральный» несколько значений. Одно из них — «крайний», то есть относящийся к крайним, пограничным, конечным переживаниям. Для чуть более глубокого понимания этимологии можно, например, вспомнить, что крестец на латыни называется «os sacrum». Позвонки в этом отделе срастаются между собой, и в древние времена люди верили: эту часть тела нельзя уничтожить, значит, благодаря ей можно воскресить человека.
Осталась ли у нас эта «священная» косточка?
Возможно, именно на этот вопрос пытаются ответить композиторы, создающие музыку в русле «новой духовности», когда старая почему-то больше не годится.