18 ноября в завершении международного фестиваля ArsLonga в концертном зале «Зарядье» состоялся первый день проекта #ОпераМарафон. Режиссёром Анной Саловой и дирижёром Иваном Рудиным была представлена опера Чайковского «Иоланта». Авторы создали мир, в котором изначально задуманный Петром Ильичом и Модестом Ильичом сюжет вдруг произошёл в XXI веке.
Всё та же музыка, прежний французский горный ландшафт и неизменные герои оперы, но при этом одетые в современную одежду, с манерами, близкими к настоящему времени. «Иоланта» П. И. Чайковского — это история из жизни прекрасных дам, за сердце которых доблестные рыцари совершали подвиги. Замки, пиры, топот копыт лошадей, а что, если смотреть на средневековый быт через призму сегодняшнего дня?
Действие началось с того, что на сцену выбежала Иоланта (Мария Баянкина, сопрано) и села на колени, а Московский государственный симфонический оркестр под руководством Ивана Рудина заиграл Интродукцию. Иоланта — чистая, невинная дева, слепая от рождения. В этой постановке одета она была в шорты и обычную кофту. Ариозо Иоланты прозвучало невероятно, благодаря чудесному, хрустальному голосу Марии, её трепетному отношению к каждой ноте. Родные зовут Иоланту «Голубка», поэтому исполнительница словно ворковала и щебетала, отразив своим пением нежного, ранимого персонажа. Раскрыть образ полностью ей помогли Марта, Бригитта и Лаура (Полина Шамаева, меццо-сопрано, Анастасия Белукова, сопрано, и Ульяна Бирюкова, меццо-сопрано). Вопросительные интонации кормилицы «Мой птенчик, Иоланта, ты устала?» были исполнены ласково, осторожно и заботливо. Полина Шамаева передала чувство материнской любви, присущее женщине, вырастившей дитя с пелёнок. Служанки же, в свою очередь, показали себя, как верные подруги, готовые принять свою Голубку такой, какая она есть. Такие образы создавали солистки на протяжении всей постановки. Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова выступал в роли прислужниц. Все голоса девушек слились воедино, убаюкав Иоланту.
Началось Ариозо короля Рене — одна из самых ярких сцен постановки. Король (Михаил Петренко, бас) предстал в сером костюме, водолазке и очках. Его ариозо — это молитва, слёзы и горечь отца, готового отдать за здоровье единственной дочери всё. Михаил молился эмоционально, с жаром, искренне, и то, как он выглядел, не имело никакого значения. Появление Эбн-Хакиа (Александр Касьянов, баритон) стало продолжением обращения к Высшим силам. Александр изобразил восточного мудреца, знающего, как исцелить драгоценное чадо короля. Высокий, статный, в черном пиджаке — он создавал контраст с правителем, но не затмевал его. Облик врача определял его особое значение во всём действии.
Водемон и Роберт (Сергей Скороходов, тенор, Константин Шушаков, баритон) в этой постановке — два немолодых друга, повидавшие многое, искушённые жизнью. Ария Роберта и Романс Водемона вызвали всплеск эмоций у зала. Константин показал, какой герцог решительный, смелый, страстный, а Сергей сыграл мечтателя с добрым сердцем.
Рыцарь видит Иоланту, та пробуждается и они поют свой дуэт. «Иоланта» – это опера, в которой все герои любят, в их чувства верят солисты и передают слушателям. Потому дуэт Иоланты и Водемона был спет, словно это не представление, а реальные взаимоотношения людей. Если не брать во внимание эмоции, то важно отметить, что в некоторых репликах Иоланта расходилась с оркестром, из-за чего дирижеру Ивану Рудину приходилось немного сдвигать темп.
Рыцарь бургундский открыл девушке свет, который почти привёл его к казни, но исцелил Иоланту, и любовь победила. Финал в исполнении всех героев оперы — это кульминация. Общая радость, благодарность и прославление Всевышнего. Солисты прожили на сцене концертного зала «Зарядье» всё, что случилось и было написано очень давно, но то, что могло произойти в наши дни. В этой постановке оперы не важен облик, а важно самое сильное чувство — любовь.