Опера через призму переводов, грамзаписи, критики, политики и публичной оценки.
15 ноября прошли заключительные заседания Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». В конференц-зале дома Шуваловой продолжилось начатое накануне обсуждение темы «Опера в социокультурном контексте». Вопросы, посвящённые оперному и балетному репертуару в России XVIII века, сменила проблематика, связанная с либретто, влиянием символизма, культурной политикой, первыми грамзаписями, развитием театральной критики в последующие периоды. Своими наблюдениями поделились музыковеды и искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Этот день украсил и неформальный момент: все участники поздравили председателя программного комитета и идейного вдохновителя конференции Ирину Петровну Сусидко с днём рождения.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2019/11/F7AC84E5-BA36-4D29-9696-F427E6DA6C88-1024x683.jpeg)
По традиции, заседание было разделено на два этапа. Ведущая первой части, кандидат искусствоведения Галина Петрова задавала участникам острые вопросы. Утренние обсуждения открылись аншлаговым выступлением Ларисы Кириллиной, которая рассказала о постановках «Фиделио» Бетховена в России XIX века, редких переводах либретто с итальянского и немецкого и о парадоксальном восприятии этого произведения публикой.
Наталия Огаркова с темой «Оперы Винченцо Беллини. Петербургский сюжет (1830-1860-е годы)» представила статистику постановок произведений композитора в театрах северной столицы и поделилась своими замечаниями об их успешности в условиях конкуренции с операми Россини.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2019/11/6026C065-EE5D-4C4B-95DC-B353ED72A14B-1024x683.jpeg)
Следующий доклад также был посвящен западной музыке: на примере «Чужестранца» Венсана д’Энди Наталия Рыжкова рассказала о влиянии символизма Вагнера и Ибсена на французскую оперу XIX века.
Далее проблематика сообщений сменилась. С помощью дневниковых записей великого князя Константина Николаевича Григорий Моисеев попытался воссоздать театральную жизнь в Российской империи. Основываясь на заметках князя, музыковед сделал интересные выводы о том, какие произведения и композиторы имели в то время успех, а какие — нет и почему. Театровед Марина Светаева попробовала представить реальную картину жизни московских оперных сцен по материалам дневников Владимира Теляковского, последнего директора Императорских театров.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2019/11/99E7F9E0-A089-47EA-8C62-07CD080B7F1C-1024x683.jpeg)
Второй этап (ведущая доктор искусствоведения Ирина Стогний) был посвящён проблемам современного оперного театра и широкому театральному контексту. Татьяна Науменко рассмотрела понятие «классической советской оперы», историю его возникновения и развития. На основе архивных документов она попыталась порассуждать, имеет ли этот термин право на существование или нет.
Любовь Купец в своём выступлении «Оперная критика в начале XXI века: российская версия», помимо советской эпохи, затронула современную Россию. Исследователь изучила журналистские работы последних тридцати лет, проанализировала названия публикаций, структуру и затрагиваемые в них темы.
Довольно необычную проблему подняла в своём докладе Ирина Дынникова. Она рассказала о появлении в России первых грампластинок и звукозаписывающих компаний, о том, каких певцов и с каким репертуаром они чаще всего выбирали. Особый интерес у слушателей вызвало воспроизведение уникальной записи 1901 года – арии Германа из «Пиковой дамы» Чайковского в исполнении Николая Фигнера.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2019/11/E0976269-13CB-4E25-AE45-87F70A05A8C2-1024x683.jpeg)
В заключение заседания выступила Александра Игумнова, которая проанализировала репертуар современных музыкальных театров. Она попыталась просчитать шансы на постановку оперу Л. Даллапикколы «Уилисс» и представить условия для её реализации.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2019/11/2A1B00DD-9874-49C4-A2ED-E6F2B1BEFC34-1024x683.jpeg)
В целом конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» охватила широкий круг проблем: синтетичность оперного жанра, национальные школы, исполнительские и режиссерские интерпретации, отечественные и зарубежные произведения, исторические и современные театры, сценография и костюмы. Доклады и обсуждения секции «Опера в социокультурном контексте» обобщили выступления всех участников форума и показали значимость оперного жанра в истории мировой культуры.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2019/11/B92DBCA3-F128-47EF-A366-E2F32250AB46-1024x683.jpeg)
Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).
Фото: Антон Бобырев