В рамках VI Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» состоялся показ постановки «Ливьетта и Траколло» Театра-студии имени Сперанского. Своими впечатлениями делится лауреат 1 степени конкурса оперных рецензий Елизавета Рабчук.
Сейчас старинной оперой уже никого не удивишь: в последние годы оперы XVII – начала XVIII века прочно закрепились в репертуаре многих крупных оперных театров, и эта тенденция охватывает не только столичный регион, но и периферию. Постановка подобных произведений силами учебных оперных студий – явление пока еще не самое распространенное, здесь в основном господствует «золотой фонд» оперы романтической. Однако единичные случаи все-таки встречаются, и речь пойдет об одном из таких спектаклей – «премьере» комического интермеццо Джованни Баттиста Перголези «Ливьетта и Траколло» на одной из гнесинских сцен, в музыкальной гостиной дома Шуваловой.
Строго говоря, спектакль премьерой не является, так как эту оперу Оперный театр-студия имени Ю. А. Сперанского ставил ранее, однако с обновленными составом и режиссерской концепцией постановка в рамках Шестой международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» была торжественно объявлена премьерной.
Камерность интермеццо именитого итальянского композитора – всего четыре действующих лица и скромное инструментальное сопровождение – здесь была, можно сказать, возведена в абсолют: в роли «оркестра» выступил струнный квартет, а партия континуо была доверена роялю. В условиях небольшой сцены и благодарной акустики это решение кажется единственно верным. Но если исполнительский состав может и не вызвать нареканий, за исключением того, что рояль в подобном репертуаре все-таки воспринимается чем-то чуждым, то сама постановка оказалась по уровню не совсем соответствующей тому ажиотажу, который создала. Желающих послушать старинную оперу оказалось так много, что зал оказался забитым до отказа и свободный вход в последний момент пришлось отменить.
Нельзя требовать от студенческой оперной студии подхода исторически информированного исполнительства, но, с другой стороны, практика постановки спектаклей этой эпохи стала уже событием обычным, и относиться с должным вниманием к характерным особенностям стиля – задача выполнимая. Это касается и инструментальной части, в которой можно добиться нужного звучания: инструменталисты с подобным репертуаром сталкиваются постоянно и умеют его исполнять. То же можно сказать и о вокальной составляющей. Пение солистов резало слух искушенного слушателя и явно выделялось своей неорганичностью. Дело в том, что с той школой, которую дают студентам в подавляющем большинстве учебных заведений, исполнить стилистически достоверно партию баса-буффо (Траколло, Константин Тютиков) и изящные колоратуры сопрано (Ливьетта, Валерия Лимонова), которые являются величайшим достоинством и яркой отличительной чертой музыки того времени, довольно сложно. Здесь нужны особый подход к музыкальному материалу и совершенно другая техника. К сожалению, именно эти сложности бросались в глаза, возникали трудности с интонацией, темпом и синхронизацией с сопровождением. Но если все подобные шероховатости отчасти перекрываются артистичностью и искренней вовлеченностью певцов, то несыгранность и интонационные огрехи в инструментальной партии все-таки обескураживают.
Отдельно стоит отметить игру второстепенных персонажей, не имеющих своей вокальной партии, – Фульвии (Ольга Фокина) и Фаччендо (Степан Будкевич), которая была в полной мере выразительной и вместе с игрой Ливьетты и Траколло составляла органичный в своей экспрессивности ансамбль. Однако режиссерское решение постановки оказалось не вполне понятным: вручение героям выпускных дипломов вначале и моделирование спектакля-прослушивания совсем не вязалось с разыгрываемым действом и показалось немного надуманным, искусственным. К сожалению, полноценное восприятие оперы затруднялось техническими неудобствами: так как спектакль проходил в рамках конференции, велась видеосъемка, и оператор очень неудачно расположился в центре зала в первых рядах, перекрыв обзор публике. Также из неудачных технических моментов нужно отметить качество русских субтитров, транслировавшихся на экранах: периодически они рассинхронизировались с действием и не всегда достоверно передавали суть происходящего.
К сожалению, трудно закрыть глаза на многие недостатки этого спектакля. В целом его можно назвать несколько сыроватым – перерыв в исполнении, смена состава и обновление постановки сказались на ее качестве, но это будет легко преодолено при условии сохранения «Ливьетты и Траколло» в репертуаре студии. Однако сам факт, что старинная опера появилась в репертуаре студенческого театра и, несмотря на все минусы, была столь тепло встречена слушателями, не может не радовать. Публика в конечном итоге является главным адресатом любого музыкального произведения, а этим вечером она испытала весь спектр эмоций и насладилась старинным комическим интермеццо, главной служебной задачей которого, по сути, всегда было отвлечение зрителя от серьезной драмы, разворачивающейся в опере-seria – серьезной опере, в антрактах которой оно давалось.
Несмотря на то что данная постановка оперы Перголези далека от идеала, нельзя не признать ее важности как еще одного шага на пути к полноправному установлению живой практики исполнения старинной оперы на современной сцене. И этот шаг тем важен, что в условиях реализации его оперной студией при музыкальном вузе молодые исполнители получают редчайшую возможность научиться работать с подобным репертуаром, сделать это частью своей постоянной практики и тем самым внести вклад как в свой профессионализм, так и в общее дело. Потому что – и это очевидно – спрос на барочную и раннеклассическую оперу растет с каждым годом, а зритель становится все более искушенным, что является одним из важнейших факторов развития этого направления. Заинтересованная, знающая публика предъявляет артистам строгие требования, а они, в свою очередь, совершенствуясь, достигают высоких результатов, заслуживая искреннюю благодарность своего слушателя. Поэтому остается лишь пожелать удачи энтузиастам этого нелегкого дела и с нетерпением ждать новых постановок.