На сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко 24 ноября состоялась премьера балета «Снежная Королева». Впечатлениями от этой постановки с вами поделится Зуева Анна.

 «Снежная королева» — балет Максима Севагина, одного из самых молодых руководителей труппы в истории, в двух действиях по мотивам одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Партитура к этому балету составлена из трех последних симфоний Чайковского специально для спектакля, что, как отмечает дирижёр Фёдор Безносиков, настоящий вызов для оркестра, но «вместе с тем и большое счастье». 

Спектакль начинается еще до начала балета. Зритель, заняв место, открывает программку и понимает, что ему предстоит погрузиться в фантастическую атмосферу ледяной сказки. Буклет сделан из бумаги разной фактуры, на его страницах мы видим с наброски костюмов, хаотичные шрифты и рисунки. Мы как будто держим в руках личный дневник создателя спектакля или самого сказочника. Но вот гаснет свет, открывается занавес, и начинается волшебство.

За красными кулисами нас встречает огромная проекция треснутого зеркала. Экран здесь, как отдельный многофункциональный персонаж, играющий несколько ролей. Он то отражает забавных зеленых троллей, то создает иллюзию уютной деревушки, а в самом конце на него транслируются виды серого города, сгенерированные при помощи искусственного интеллекта. Общая визуальная интонация становится насыщенной и многогранной благодаря совокупности световых эффектов, композиции сцены, видеопроекции и удивительных костюмов. По задумке художника, в основе визуальной концепции лежит графичность. Большинство героев носят исключительно черно-белые, тёмные одежды, с необычной  драпировкой, которая похожа на волны застывшей лавы. В этом виден оригинальный почерк художника по костюмам Юлдус Бахтиозиной. Акцент сделан на формы и фактуры: острые пики льда на маске снежной королевы, мягкие головные уборы цветов, объемные жабо и аристократические прически Принца и Принцессы.

Кай и Герда создают контраст всем остальным персонажам. В первой сцене их одежда и волосы ярко-жёлтого цвета напоминают детские наряды (короткие шорты, милое платье и белые чулочки). Образы меняются вместе с развитием событий и взрослением персонажей, но тепло от солнечного детства сохранится до самой последней сцены во многом благодаря художнику по свету Константину Бинкину. Очень интересно показана сцена превращения Кая из жизнерадостного мальчика в марионетку Снежной королевы во втором акте. Герой, облаченный в белый полупрозрачный костюм и темные очки с характерными шипами замирает на возвышении, напоминающем острый ледяной айсберг, а затем по одному жесту своей повелительницы выполняет любые её прихоти на потеху слугам снежного замка. И только его желтые волосы остаются неизменны, напоминая о его прошлом.

Хореография балета поражает своей изысканностью и оригинальностью. Максим Севагин воплотил в танцевальных номерах весь мир сказки Ганса Христиана Андерсена, выразительно передавая эмоции и переживания персонажей. Каждое движение, каждый подъем, и каждый поворот выстраиваются в гармоничную картину, словно создавая живописное произведение искусства на сцене. Особенно сильное впечатление производит пятая сцена в первом акте, здесь Герда и её помощник северный олень сопротивляются безжалостной метели, преодолевая главную напасть сказки – холод. Снег и ветер мешают путникам, сбивая с намеченного пути. Анастасия Лименько (Герда) и Герман Борсай (Благородный северный олень) передали в танцевальном дуэте всю тяжесть противостояния судьбе, желание сдаться и в конце концов преодоление.

Музыка симфоний Чайковского подчеркивают эмоциональную глубину происходящего на сцене. Звучание великолепно сочетается с действием, создавая единое художественное полотно. Удивителен финал: вторая часть Симфонии № 4 сопровождает одну из самых трогательных сцен балета – свидание влюблённых. Кай и Герда, преодолев все трудности, наконец, вместе, они успели вырасти, преобразиться и наслаждаются победой тепла любви над ледяным сердцем.  Очень нежная и плавная музыка передает ощущение завершенности, счастливой концовки. И только в самых последних тактах звучит тревожное соло фагота, когда в последний раз появляется на несколько секунд на экране великолепная Снежная Королева, напоминая о том, что зло всегда рядом даже в самых добрых сказках.