Молодой ансамбль «Reheard» дал концерт современной музыки в Москве
Что ожидает слушатель, покупая билеты на концерт классической музыки? Увидеть ярко освещённый зал, благообразную публику, музыкантов во фраках и концертных платьях, играющих Чайковского или Рахманинова на большой сцене.
Что ждёт слушателя, собиравшегося на вечер современной академической музыки? Скорее всего, выступления известных в кругах знатоков ансамблей МАСМ или «Студия новой музыки», Госоркестра с Владимиром Юровским во главе и, конечно, развёрнутые комментарии ведущего, объясняющего концепции произведений.
Ансамбль «Reheard» разрушает любые клише.
Столичный коллектив образовался два года назад на базе проекта «Gnesin Contemporary Music Week». Там музыканты занимались с современными авторами, дирижёрами и солистами МАСМа и «Студии новой музыки». Участники «Reheard» — студенты академии музыки имени Гнесиных и Московской консерватории — исполняют сочинения композиторов-экспериментаторов XX и XXI веков: Пьера Булеза, Эдисона Денисова, Клауса Ланга, Александра Ретинского, Франческо Филидеи и многих других. Ансамбль уже выступил на Международной академии молодых композиторов в г.Чайковском, на Рождественском фестивале в Воронеже, на первой Московской студенческой филармонии, на «Днях Эдисона Денисова» и в центре Вс. Мейерхольда.
Недавняя серия февральских концертов «Игра двух городов» пополнила коллекцию площадок «Reheard» залами московского музея А. Скрябина и питерского Музея Звука. На новых для себя сценах пианист Дмитрий Баталов, скрипачка Алиса Гражевская, виолончелистка Мария Любимова, флейтистка Алёна Таран, кларнетист Андрей Юргенсон и дирижёр Елизавета Корнеева представили как произведения состоявшихся российских мастеров, так и написанные специально для ансамбля опусы юных авторов. В начале концерта в качестве произведения самого опытного из композиторов прозвучала «Монодия» для скрипки Сергея Слонимского, подзаголовок которой — «По прочтении Еврипида» — отсылает к античности. Древнегреческую монодию автор интересно соединил с разнообразными композиторскими техниками новейшего времени. И Алиса Гражевская, сыгравшая пьесу темпераментно и эмоционально, удачно подчеркнула этот прием.
В качестве мировых премьер «Reheard» подготовил сочинения студентки Казанской консерватории Лилии Исхаковой «Another light» и ученика Высшей школы музыки в Женеве Сергея Леонова «What about?». Оба автора посвятили свои произведения самому ансамблю. «Светом, который создаёт атмосферу и настроение» пьесы Лилии Исхаковой, музыкантам не удалось наполнить зал «до краёв», а вот идею «хаотичного», заложенную в композиции Сергея Леонова, они передали очень убедительно.
Помимо «Монодии» Слонимского прозвучали сольные пьесы для других инструментов. В «Cleavages» для бас-кларнета саунд-дизайнера Николая Хруста солисту Андрею Юргенсону необходимо было создать эффект «отражения звуков самих в себе» и чередования «единства» и разделения исполнителя с инструментом. Подобный принцип лежит в основе сочинения Алексея Сысоева «Marsyas», исполненного Алёной Таран. Это «обнажение приёма»: в пьесе есть множество шумовых техник игры на флейте и очень мало её озвученного тембра.
В противовес таким техничным, но немелодичным произведениям, Мария Любимова выступила с «Lifestream» Льва Тернера, выпускника РАМ им. Гнесиных. Здесь композитор использует не только струны, но и корпус виолончели. При этом все эффекты прозвучали легко, создавая впечатление игры ритмов и мотивов. Дмитрий Баталов представил премьеру «Flashbacks to perform #1» Полины Коробковой, студентки Высшей школы искусств в Цюрихе. Пьеса основана не на техниках и шумовых приёмах, а на раскрытии тембрового богатства фортепиано. Дмитрию удалось передать эту идею в самых разнообразных, иногда удивительных звуках: тихих, глубоких, наполняющих, «тактильных», «прозрачных», «воспроизводимых».
Одним из произведений для полного состава: флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано с участием дирижёра — стала премьера Дмитрия Мазурова «Hauntology». Автор объясняет понятие «хонтологии» как «тоску по будущему, которое так никогда и не наступило». Хотя сам композитор, в основном, работает в сфере экспериментальной электроники, в этой пьесе он специально выбрал академический стиль и акустические инструменты. «Hauntology» прозвучала в широком эмоциональном диапазоне, вызывая у слушателя всю гамму чувств от страсти до тоски.
Небольшая, но ёмкая программа, краткие образные комментарии ведущей Натальи Вересковской, чёрные брючные костюмы с кроссовками вместо платьев и лакированных туфель, уютный полумрак небольшого, но просторного зала музея А. Скрябина — все эти особенности выступления «Reheard» воплощают идею «Less is more» или «Меньше значит больше». За кажущимся минимализмом визуальных и словесных средств, близости исполнителей к слушателям прячется звуковая непредсказуемость, которая шокирует слушателей, а потом исчезает. А все для того, чтобы «озвучить» вопросы, которые никто не осмеливается задать, и побудить людей искать ответы внутри себя.
Фото: Анна Махортова