Спустя 60 лет в Малом театре снова поставили пьесу Александра Островского и Николая Соловьёва «Светит, да не греет». Лирическая драма, частично предвосхищающая «Вишнёвый сад» Чехова, в спектакле Владимира Бейлиса пока не раскрылась в полную силу, считает Филипп Геллер.
Пьеса весьма нетипична для Островского. Любовный треугольник становится основой «Светит, да не греет» — и это могло бы быть хорошей базой для мелодрамы. Но получается почти что трагедия. Счастливого финала, привычного для пьес Александра Николаевича, здесь не найти.
Авторам было важно показать состояние усиливающегося упадка, показать психологию героев разных социальных слоев, их отношение к жизни, любви. Приехавшая из Парижа аристократка Анна Владимировна Ренева, осветила поместье собой, но «не согрела» его героев — наоборот, сломала хрупкое счастье пары молодых Бориса и Ольги, заставила страдать и мучиться Залешина, уже обретшего семью, отторгла чистую, невинную любовь Худобаева.
В новом спектакле пока что не удалось добиться именно драмы, да и целостности явно не хватает. Некоторые сцены, кажется, слишком перекомикованы, плюс налицо чуть утрированная обрисовка определённых героев. Чересчур саркастический акцент делается на личности Худобаева. Для смеха публики режиссер переиначил состав декофта — лекарственного напитка, который принимает Худобаев от своих болячек. У Островского читаем, что он изготовлен на вине, но в постановке Малого Бейлис меняет акцент для дальнейшей парочки смешных сцен, и мы узнаем, что в основе жидкости — водка. Явно откровенным показался эпизод страсти Бориса и Анны Владимировны — когда последняя бегает по сцене в нижнем белье, и герои целуются. Во всём остальном спектакль весьма точно следует пометкам Островского в самом тексте.
Пожалуй, самое неоднозначное впечатление оставляют декорации Марии Утробиной — слишком авангардные для традиционного в том числе и в оформлении Малого. Минимализм правит бал — на сцене находится большая конструкция из стволов старых тёмных берёз, они же отдельно стоят справа (мертвый лес). Образ, созданный художником, в принципе понятен — это картина полного надлома, мертвой природы, отражающей состояние большинства героев. А вот задник кардинально отличается от переднего плана — на нём мы видим некий пейзаж фиолетово-бирюзовых тонов, изображающий то ли горы, то ли реку (так и не понятно), написанный в футуристическом стиле…
Фасоны костюмов персонажей оставляют приятное впечатление — они полностью соответствуют изображаемой эпохе.
Не совсем целен актёрский состав. Убедительнее всех были Ольга Чуваева (Степанида) и Пётр Складчиков (Ильич) — ветераны театра, которые уж точно знают, как надо играть Островского. Диалоги этой комической пожилой парочки слуг заставляли искренне улыбнуться. На своём месте Виктор Низовой (Денис Дерюгин) — его герой, как и в первоисточнике, вышел приземистым и жадным до денег.
Блестящая актёрская работа в, казалось бы, маленькой роли — у Аксинии Пустыльниковой (Даша, служанка Реневой). Режиссёр наделил её французским акцентом, придав ей изысканность и кокетство, которые она перенимает у хозяйки.
Владимир Дубровский просто создан для роли чиновника в отставке Худобаева — ярко характерный артист показал себя во всей красе, но то ли по своей воле, то ли по воле постановщика чуть переборщил с долей комического — хотелось бы большей трогательности и наивности героя, но не его ограниченности.
Достаточно убедительно играет Александр Волков (Семён Залешин), хотя он и худоват, и слишком моложав для своей роли — но в обаянии ему не откажешь точно. Этот несчастный человек, некогда влюблённый в Реневу, теперь вынужден жить с женой и детьми. Быт его заел, поэтому приезд Реневой будоражит сердце героя и он начинает пропадать из дома, уходить на охоту и жутко пить.
Анастасия Дубровская (жена Залешина, Авдотья Васильевна) в принципе на своём месте, но порой слишком скатывается в бытовуху, превращая героиню из тепло любящей своего мужа купчихи в фурию, которая кричит на Залешина при людях и уличает его в несуществующей измене.
В главных ролях в новом спектакле решили занять молодых артистов. И все три партии им пока что однозначно дали «на вырост».
Анне Шишкиной (Ольга) не хватает чистоты и внутренней нежности, обреченности простой русской девушки, проникновенных, но естественных интонаций — актриса не смогла удивить. Вполне хорош Дмитрий Кривошеев (Борис), но лучше бы было избавиться от крика в некоторых эпизодах и умерить пафос в игре. В определённой степени камнем преткновения для прошлогодней выпускницы «Щепки» Полины Лоран стала роль Реневой — невероятно многоплановая и состоящая из различных граней. Пока что актрисе удалось показать только мерзкую стерву, жаждущую одноразовой любви Бориса. А ведь зритель должен понять, отчего эта женщина стала такой, что ее терзает внутри…
Фото: Евгений Люлюкин