Все знают, что Иоганн Себастьян Бах был из творческой династии. На его родине, в Германии, даже ходила шутка: «не каждый музыкант — Бах, но каждый Бах — музыкант». 50 представителей фамилии были композиторами, исполнителями и педагогами.
Концертный камерный оркестр Казанской консерватории по инициативе художественного руководителя и главного дирижера коллектива, ректора Вадима Дулат-Алеева провел настоящее расследование и собрал концертную программу из сочинений семи представителей фамилии Бахов: дяди, двоюродного брата, сыновей и самого Иоганна Себастьяна. 27-го ноября музыкальный «семейный альбом» Бахов «пролистали» в Москве.
Открыла вечер музыка старших Бахов — увертюра и паспье из Сюиты соль минор Иоганна Бернхарда и хоральная прелюдия Иоганна Кристофа. Оба представителя семейства творили в эпоху барокко. Иоганн Бернхард Бах (1676 – 1741), кузен Иоганна Себастьяна, большую часть жизни прожил в Эйзенахе, был клавесинистом, органистом, капельмейстером герцогского оркестра и писал музыку в стиле Георга Филиппа Телемана. До нашего времени дошли всего несколько его сочинений: пьесы для органа и четыре оркестровые сюиты. Двоюродный дядя Иоганна Себастьяна Иоганн Кристоф Бах (1642–1703) был органистом. Считается, что именно он познакомил своего племянника с этим инструментом. Музыку он тоже писал, в основном, органную, обходя стороной другие составы. Его хоральная прелюдия «Хвалите Господа Бога» — не исключение. На концерте она прозвучала в обработке, которую сделал артист оркестра, композитор и лютнист Виталий Харисов.
Оркестр очень внимательно отнесся к полифонической ткани барочных сочинений, создав нужное ощущение разговора равноправных голосов. А после — быстро перестроился для исполнения совершенно другой по стилистике музыки, созданной младшими представителями династии.
О сыновьях Баха известно куда больше. Из 20 детей четверо стали знаменитыми музыкантами, которые творили не только в Германии, но и в Италии, Англии. Из них только старший сын, Вильгельм Фридеман (1710–1784), унаследовал традиции барокко. Прозвучавшая на концерте Симфония ре минор двухчастна: первая часть — величественное адажио, вторая — блестящая фуга. Продолжительные нисходящие секвенции, неспешность, «переговоры» двух солирующих флейт придавали музыке ощущение спокойствия. Музыканты сформулировали здесь свою трактовку: первая часть прозвучала как философский вопрос, вторая же стала как бы ответом — энергичным и драматичным.
Симфония №6 младшего сына, Иоганна Кристиана (1725–1782), вошедшего в историю как «миланский» или «лондонский» Бах, принадлежит уже эпохе классицизма. Ее звучание ближе к оркестровым работам Гайдна или Моцарта, хотя в сочинении еще три, а не четыре привычные части. Однако присутствует и сонатная форма, и тематический контраст. В игре музыкантов чувствовалась легкость, воздушность, виртуозность.
Еще два брата писали в классицистской эстетике. Иоганн Кристоф Фридрих (1732–1795) — «бюккебургский» Бах, всю жизнь работавший при дворе графов Шаумбург-Липпе в Бюккебурге. Карл Филипп Эммануил (1714–1788) — второй сын Баха, которого после ухода отца стали назвать «Великим Бахом». Прозвучали Аллегро из двойного концерта для альта и пианофорте Иоганна Кристофа Фридриха и Виолончельный концерт Карла Филиппа Эммануила. Между солистами и оркестром было полное взаимопонимание: коллектив не упускал возможности блеснуть своими возможностями в tutti, но тонко чувствовал музыкантов: Арсения Захарова (альт), Анну Сысоеву (фортепиано) и Александра Антипкина (виолончель).
Хотя всё в концерте вращалось вокруг Иоганна Себастьяна, его музыка почти не звучала. Музыканты исполнили только два сочинения: Прелюдию соль диез минор из «Хорошо темперированного клавира» и Арию с флейтами из «Охотничьей кантаты» в переложении для оркестра. Обе пьесы вошли в «Новую Бах-сюиту к 340-летию со дня рождения композитора», которую совместными творческими силами создали в Казанской консерватории к очередному баховскому юбилею.
Семейный альбом Бахов раскрыт, семь музыкальных биографий показали таланты представителей большой династии. Но «снимков» в альбоме еще очень много, а значит, музыка композиторов с фамилией Бах прозвучит еще не раз.
Фотографии предоставлены пресс-службой Казанской консерватории