Современная музыка – явление, которое всегда будет вызывать вопросы…

На встрече, состоявшейся в РАМ имени Гнесиных, выступили студенты – композиторы, – познакомили студентов музыковедов и журналистов со своими камерными сочинения и ответили на вопросы своих слушателей. Мероприятие проводилось в формате «концерт-беседа»: представление участников, небольшой рассказ от автора, звучание произведений или аудио- и видео-презентация своего творчества. Далее – последующие вопросы от аудитории авторам.

Придерживаясь традиционных методов и не пренебрегая новыми, молодые композиторы преподносят слушателям другое искусство. Оно подобно холсту, на котором отражены взгляды автора на окружающую реальность. Кто-то подходит с аккуратностью, мягко вводя зрителя в свой мир, а кто-то обрушивает на тебя клубок непонятных мыслей, дезориентируя хаотичностью и некоей одержимостью идеи, которая понятна одному лишь композитору, и в лучшем случае – исполнителям. Отсюда вытекает вопрос: как понять и осознать то, что написал автор? И будет ли правильным, если композитор объясняет концепцию своего произведения, или же слушателю необходимо самому разобраться в этом? Нашими гостями были Алина Марейчева (4 курс), Орзу Нуруллоева (3 курс) и Ерджаник Оганесян (4 курс), которые постарались прояснить ситуацию на личном примере.

«Фантазия» для виолончели и арфы Алины Марейчевой – отражение нового и былого, в котором превалируют иллюстративные черты. «Фантазию» можно условно разделить на части. Это помогает воспринимать плавную и незаметную смену настроений. Вступление – балладного склада, основная тема – ловкое переплетение этнических мотивов и оригинальных инструментальных приемов, которые откликаются у слушателя ассоциативным рядом. Вот он преодолевает с воображаемым странником песочные равнины, а сейчас – наслаждается восточным колоритом, в бездонную темную ночь, посреди волшебной страны. И на протяжении целого музыкального пласта сохраняется тональный план, происходит умелое маневрирование модуляциями, позволяющими удержаться слушателю на «плаву»: он (слушатель) вместе с идеей автора проходит это музыкальное путешествие от начала и до конца.

В «Сонате» для скрипки и фортепиано Орзу Нуруллоевой неизбежно ощущаются черты на ближневосточные национальные традиции. Здесь нет конкретных образов; преобладает музыкально-абстрактная канва, которая сохраняется и в концепции произведения. Потому и музыкальная ткань одночастной Сонаты предстает перед слушателем эдакой картиной Роршаха: каждый додумывает свой собственный смысл, или упускает таковой, оставаясь за пределами недосягаемого.

Последним произведением вечера стал Струнный квартет Ерджаника Оганесяна, ворвавшееся в аудиторию сокрушительным музыкальным вихрем. В нем мир автора: интимность, хаотичность и противоречия. Безмерно эмоционально, с возрастающей динамичностью и причудливой тембровой окраской, щемящей тоской и едва уловимым армянским колоритом, — произведение композитора кричало за создателя.  Оно перекидывало слушателя от одного состояния к другому; казалось, недоумение перемежается с шоком, волнение с безысходностью. Отчаяние, неопределенность и боль, скрывающиеся за «словами» автора, еще не скоро позабудутся, оставаясь пронзительным воспоминанием услышавшего.

Современная музыка – явление, которое всегда будет вызывать вопросы и неоднозначные реакции. Несмотря на этот факт, все больше желающих будет стремиться к созданию своей музыки.