15 января в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Симфонического оркестра Министерства обороны РФ (Дирижёр — Сергей Дурыгин). Прозвучали сочинения Антона Аренского, Валерия Гаврилина, Георгия Свиридова и Николая Римского-Корсакова. На мероприятии побывал Филипп Геллер. 

Концепция концерта достаточно ясна, хотя о ней никто и нигде не упомянул — развитие жанра сюиты в творчестве отечественных композиторов. Была подобрана компания авторов, чей образный мир, сфера интересов достаточно схожи. Аренский, Свиридов, Гаврилин — прежде всего, выдающиеся творцы-лирики, трепетно и чутко воссоздающие порывы человеческого духа через музыку. 

Концерт начался с произведения самого старшего из троицы. Третья сюита Антона Аренского (вариации) — яркий пример оркестрового мастерства композитора. Одна и та же тема показывает различные свои грани в жанрах вальса, гавота, менуэта, ноктюрна, скерцо, траурного марша и полонеза. И для каждого номера Аренский создаёт тонкий, индивидуальный наряд. 

Коллектив оркестра Минобороны преподнес эту музыку ярко, выпукло, однако порой чересчур эмоционально. Например, хотелось бы более сдержанного темпа в абсолютно барочном по своему звучанию Гавоте, здесь же можно было бы позаботиться о более чёткой артикуляции штрихов, выписанных композитором. В средней части (Мюзет) не хватило чёткого баланса по звуку между флейтой и гобоем. Зато абсолютно удались искрящееся Скерцо, помпезный Триумфальный марш, блестящий Полонез, грациозно-капризный Вальс, вносящий ноту драматизма в сочинение Траурный марш. Переливающийся каскадами фортепианных пассажей в сочетании с pizzicato струнных и волшебного звучания колокольчиков Менуэт также абсолютно заворожил. Но главный шедевр цикла — Ноктюрн (отменное соло пианиста Павла Коновалова), в котором чувственную мелодию солиста восхищённо подхватывает и развивает оркестр. И здесь мастерство музыкантов было на высоте. 

Правда, не обошлось без того самого «Но», которое подпортило впечатление. Перед каждой частью сюиты известная актриса театра и кино Елена Захарова вдохновенно сопровождала чтением стихотворений, посвящённых зиме, Новому году, Рождеству.. Во-первых, сам жанр цикла и особенно вариаций предполагает исполнение с минимальными перерывами между частями. Во-вторых, сочинение не имеет конкретной программы, и очень странно навязывать ему какой-то определённый образ, причём абсолютно не совпадающий с музыкой. 

Далее концерт обошёлся уже без литературных вставок. 

Хотя в музыкальных иллюстрациях Георгия Свиридова к повести А. Пушкина «Метель», которые также были исполнены на концерте, они были бы уместнее. 

Произведения из этой сюиты были горячо любимы советскими слушателями, часто звучат они и сейчас. Перенестись из XXI столетия в начало XIX века, в провинциальную усадьбу пожилых помещиков и их дочки Марьи Гавриловны, публике Большого зала Московской консерватории помог оркестр —  благодаря ему цикл прозвучал без белых пятен. Мощное тутти всего оркестра с выразительным напевом гобоя в «Тройке» (Соло — Филипп Свердловский) , парадный Вальс с лёгкой долей элегичности, вдохновенные пейзажные зарисовки («Пастораль», «Весна и осень») — все напоминало о привольной и прекрасной России прошлого. Драматические центры цикла —  «Венчание» с отрешенным напевом хорального склада и страстным воклицанием у струнной группы, и, конечно же,  Романс. В нем мелодия, излагающаяся первоначально в камерном составе скрипка-виолончель-фортепиано (проникновенный ансамбль Татьяны Столбовой, Марины Арчаковой и Павла Коновалова), разрастается до подлинно трагического звучания всего оркестра с несколько помпезным соло трубы (отличная работа Степана Бачевича). 

Еще один шедевр советской музыки —   сюита-фантазия Валерия Гаврилина из музыки балета «Анюта» . Этот спектакль впервые появился в виде телефильма в 1982 году. Его широкий успех у зрителя заставил легендарного танцовщика и хореографа Владимира Васильева создать полноценную театральную постановку, которая до сих пор собирает аншлаги.

Стоит сказать, что партитура балета состоит из оркестрованных Станиславом Горковенко фортепианных пьес композитора. Оттого и понятна удивительная лаконичность, прелестная интимность этой музыки. 

Сюиту открывает Адажио (в балете его танцует Анюта со своей первой любовью — Студентом). Это настоящая музыкальная поэма в романтическом духе о несостоявшейся любви (первоначально Гаврилин назвал произведение «Романс. Воспоминание о Листе»). Как и в Романсе из «Метели» Свиридова, все начинается с достаточно камерного звучания: здесь это две скрипки, виолончель и фортепиано. Но постепенно звучность возрастает, и трагическая кульминация показывает безысходность положения героев… Остальные номера цикла — в основном, танцы. Меланхоличный Большой вальс своей затаенной грустью рисует тихий провинциальный городок чеховской эпохи. Каприс — бальную сутолоку (хотя этот номер используется как интродукция и финал спектакля), Анюта-вальс — все возрастающее самолюбование Анны. Есть и характерная сцена — «Важное лицо». В постановке на ее музыку гости бала сплетничают о главной героине, которой всерьез заинтересовалось высшее общество городка, в частности, сам Его Сиятельство. Завершает цикл зажигательная тарантелла. Первая и легендарная исполнительница партии Анюты  Екатерина Максимова памятна многим именно по этому эпизоду. 

Оркестру оставалось только расцветить эту музыку красками и нюансами — и это удалось. Партитура предстала во всем своем блеске, поражая сочетанием утонченной лирики и гротескности, радуя многообразием эмоциональных пластов и образностью.

Несколько выбился из общей концепции концерта симфонический фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова. Описывающий чудеса града Буяна — белку, грызущую золотые орехи, тридцать трех богатырей, выходящих из моря, и волшебную Царевну-Лебедь, этот номер очень часто исполняется отдельно от самого произведения. 

Коллектив оркестра под управлением Сергея Дурыгина великолепно отразил сказочность этой музыки — волшебные и необычные тембры инструментов (солирующая флейта-пикколо на фоне ксилофона, и затем челесты и др.) сменяли друг друга, создавая упоительную картину дивных красот загадочно-манящего острова…