10 ноября театр «Новая опера» представил «Князя Игоря» Александра Бородина  в постановке Юрия Александрова. Премьера «Князя Игоря» под редакцией этого режиссёра состоялась в 2011 году, но постановка настолько полюбилась публике, что спустя десятилетия зрители с большим удовольствием посещают театр, чтобы увидеть режиссёрскую интерпретацию всем известной оперы. Внося новые акценты в мысли и идеи первоисточника, Юрий Александров вновь представил зрителю обновлённую версию «Князя Игоря». Спетакль посмотрела Елизавета Сафронова.

Режиссёр меняет порядок номеров. К примеру, опера начинается не с увертюры, а с пролога, который, в свою очередь, открывается хором «Солнцу красному слава!», и только после этого звучит увертюра.  А хор поселян из последнего действия режиссёр решает сделать заключительным номером оперы. Финальный хор превращается из радостной песни по случаю возвращения князя домой в поминальную молитву или даже реквием. Основная мысль по версии Александрова – это то, что проступок Князя, или даже своего рода поражение, отразился в первую очередь на народе, на княжестве и на его положении. Таким образом, слушатель может более остро ощутить тему страдания народа, которую так подчёркивает режиссёр в своей версии.  

Оформлением спектакля занимались известный сценограф Вячеслав Окунев и художник по свету Ирина Вторникова. Они умело перенесли зрителя в события 1000-летней давности и ярко подчеркнули контраст  серой, увядающей Руси и блестящего и золотого востока. 

Главным героем, безусловно, является Игорь Святославович. Его роль в этот вечер исполнил Анджей Белецкий. Он очень фактурен, колоритен, его голос звучал достаточно ровно, но с эмоциональной стороны создавалось всё больше напряжения по мере происходящих событий. В его исполнении чувствовалось две стороны образа этого героя: и радетель народа, и безрассудный полководец. В арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе» Белецкий максимально раскрыл своего персонажа. Бархатный баритон  с многообразием оттенков тембра, продуманностью фразировки, агогики и динамических градаций вкупе с актёрской проработанностью партии оказался наиболее ярким героем оперы. Партию его жены Ярославны исполнила лауреат международных конкурсов Ирина Морева. Её голос прекрасно сочетался с тембром Белецкого. Певица в этом спектакле выглядит очаровательной и женственной, но при этом решительной и готовой на всё ради возвращения своего мужа. Трогательное наполнение партитуры в исполнение певцов прозвучало очень убедительно и трогательно, но оркестр с лирическими партиями, к сожалению, справился не так хорошо. 

В побочной партии увертюры, которую иногда называют лейтмотивом любви Князя Игоря и его жены Ярославны, в момент звучания флейты со струнными не состоялся ансамбль, столь необходимый в звучании этой темы. А у медных наблюдались и интонационные неточности. Когда тема полностью перешла в звучание к струнным, ситуация изменилась в лучшую сторону, но впечатление осталось не самое приятное. 

Удалась и линия Кончаковны с Владимиром, роль которого исполнил Нурлан Бекмухамбетов, чей тенор привнес красивое и мягкое звучание, не будучи слишком звучным или насыщенным, но в то же время достаточно ярким, чтобы оттенить голоса других персонажей и добавить глубину и мелодичность постановке.

Безусловно, хочется отметить и Виталия Ефанова, который сыграл Кончака. Певец сосредоточился на энергетике и колорите, что, вероятно, было необходимо для образа. Голос Ефанова звучал максимально органично в своей партии и смог воплотить в себе все необходимые качества, которые свойственны половецкому Хану, а именно: удаль, молодечество, лихость.  

Партия хора очень значительна в опере Бородина и Александров ещё более усиливает важность этой партии. И моменты, когда хор появляется на сцене, весьма ярки, наделены артистизмом и безупречно исполнены. 

Опера «Князь Игорь» в постановке Юрия Александрова выглядит ярко и свежо. Благодаря интерпретации потрясающего и смелого режиссёра, слушатели смогли по-новому взглянуть на известную оперу с богатой историей.