Оперная неделя близится к финалу, но ее насыщенность от этого не становится меньше. Наоборот, количество тем и вопросов остается довольно весомым. Четверг стал тому подтверждением. Большой круг выступлений организаторы разбили на две секции, проходящие в стенах РАМ им. Гнесиных. В конференц-зале гостиной Шуваловой слушатели присутствовалина заседании, посвященном опере и балету XIX века («Музыкальный театр XIX века: общее и особенное»). В аудитории 26 выступающие касались оперной ситуации в XX веке («Оперная классика ХХ века»). На первой секции остановимся подробнее.
«Музыкальный театр XIX века» оказался довольно протяженным: за 8 часов прозвучало 16 докладов, в которых были затронуты различные аспекты не только оперы, но и балета. Дневное заседание открылось выступлением Марины Григорьевны Раку, посвященном зрелому периоду творчества Рихарда Вагнера. Перед началом сообщения автор презентовала свою книгу «Оперные штудии», вышедшую летом нынешнего года, которая вместила в себя, наряду с уже опубликованными работами, значительно переработанные тексты. Непосредственно в докладе Марина Григорьевна поставила вопрос о трактовке оперной формы Вагнера и архитектонической роли в ней лейтмотива, причины его появления в том или ином месте. В результате автор приходит к выводу о событийной функции лейтмотивов, которую берут на себя и другие элементы музыкального языка.
Среди выступлений первой половины дня, кроме того, в еще двух докладах затрагивалось творчество Вагнера с разных сторон. В первом Анна Леонидовна Порфирьева рассказывала о взаимодействии аллитераций-символов в рамках создаваемого композитором мифа в опере «Парсифаль», высшей точкой которого предполагалось возникновение новой веры в новой церкви Святого Духа. Тема Азамата Даниловича Хасаншина подразумевала раскрытие взглядов французских поэтов второй половины XIX века и современного философа Филиппа Лаку-Лабарта на оперное наследие Вагнера и его связь с политикой, что привело к пониманию творчества композитора как установки немецкого «национал-эстетизма». Однако докладчик решил предварить свое сообщение, длинным историческим экскурсом оперного жанра, отведя на это добрую половину выступления. В результате линия повествования несколько потерялась, связи между заявленным в теме и произносимым за трибуной не было обнаружено, и вдобавок регламент оказался превышен. Суть доклада проясняется только при прочтении абстракта.
Между «культом» Вагнера прозвучало сообщение о Франце Шуберте. Нина Владимировна Пилипенко рассказала присутствующим об оперной стороне его творчества и ее связи с песенной стороной. При помощи многочисленных примеров детально раскрылось влияние оперы на песни через использование характерных для итальянской арии приемов (итальянизмы, речитативные вставки), а также применения топосов в партии фортепиано. Подробный анализ с нотными и аудио иллюстрациями сделали доклад невероятно интересным и захватывающим, заслуживающим должного внимания.
Не менее привлекательным оказалось выступление Светланы Анатольевны Петуховой о немых персонажах в музыкальном театре первой половины XIX века. Автор классифицировала данные роли по разным признакам, остановившись на фантастических героях как наиболее известных (в особенности в балете «Баядерки»). Вслед за балетом последовало рассмотрение Анастасией Федоровной Коровиной семейных проблем в опере semiseria, где обозначались часто встречающиеся конфликты внутри семей и их благополучные разрешения, что сделало эту оперу главным методологическим жанром эпохи. Французской оперной культуре был посвящен доклад гостя из Германии Танчаренпола Вантана об исторических элементах в инструментовке опер Джакомо Мейербера.
Из 16 докладов всего дня большая часть была озвучена на вечернем заседании. Здесь докладчики представили еще более обширную тематическую программу. Среди них сильнее всего выделяются выступления, посвященные комическим операм, кабаре и социальным аспектам в рамках балета. Своим сообщением об отражении судебных процессов в музыкальном театре на примере «Действа об опротестованном векселе и исполнительном по оному листе» В. Азова–В. Эренберга и оперы «Суд присяжных» У. Гилберта и А. Салливана Натэла Исидоровна Енукидзе показала жизнеспособность «не-оперного» текста в рамках традиционных форм, а также внесла долю юмора в атмосферу сосредоточенного слушания.
Аспирантка РАМ им. Гнесиных Марина Кощеева просветила слушателей темой, связанной с возникновением венского кабаре, впитавшего особенности модерна. Автор выдвинула предположение о том, что данное заведение можно назвать музыкально-театральным, поскольку, несмотря на значительное место импровизации, большую часть программ занимали музыка (состоящая из французских chansons и номеров предыдущих представлений) и танцы. Стоит выделить выступление Елизаветы Шавыриной об опере
А. Дворжака «Димитрий». Своим сообщением о присутствии русского локального колорита не только на разных композиционных уровнях, но и в музыкальной ткани, студентка вызвала разговор между слушателями, в ходе которого выдвинулось мнение об отсутствии оригинальности в сочинении композитора (поскольку к этому сюжету обращались современники Дворжака до него самого).
Два заключительных сообщения были посвящены рассмотрению балетного жанра. Ольга Владимировна Жесткова затронула вопрос феминизации балета, который повлиял на эстетику данного искусства. Выдвижение женского образа на первый план пробуждало отнюдь не профессиональный интерес у публики, особенно у мужчин. Однако это не меняло положения танцовщиц вне сцены, что приводило к поиску богатых покровителей. Ольга Анатольевна Федорченко коснулась интерпретации образа Фенеллы из оперы Д. Обера «Немая из Портичи» двумя российскими балеринами – Екатериной Телешевой и Марией Новицкой. Обе исполнительницы подошли к работе над ролью с разных позиций: детальная проработка Телешевой и импровизация с эмоциональностью Новицкой. После ряда поочередных выступлений публика отдала предпочтение второй танцовщице, поскольку ее игра привносила новизну в знакомый сюжет.
Тематическая пестрота и весомое количество выступлений сделали из предфинального дня конференции увлекательное путешествие по разным аспектам музыкально-театральной жизни. По словам А. Л. Порфирьевой, «череда докладов» превратилась в «череду дискуссий», становясь полилогом между участниками и слушателями. Ждем столь же насыщенного последнего дня!
Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).
Фото: Вадим Симонов, Антон Бобырев