‘‘Это возможность открыть для себя другую музыку, другой мир, а новые и удивительные люди станут проводниками в этот мир’’
Роман Малявкин, аккордеон.
Интенсив по современной музыке Gnesin Contemporary Music Week подошёл к своему логическому завершению. Финалом лаборатории стал концерт, в котором студенты Академии исполнили произведения Лучано Берио, Клауса Ланга, Николая Корндорфа и Франческо Филидеи.
Репетиции начались уже в сентябре и проходили под руководством тьюторов: флейтиста Ивана Бушуева, певицы и дирижёра Ольги Власовой, скрипача и дирижера Станислава Малышева, кларнетиста Евгения Бархатова. Как это было, и что думают участники лаборатории, в репортаже Елены Филиной.
‘’В такой музыке главное — образ, и кажется, мы смогли его передать’’
Аркадий Пикунов, саксофон.
«Пятна» Фредерика Ржевски — цикл небольших пьес. Композитор не выписал в партитуре названия инструментов, давая возможность музыкантам играть композицию любым составом. Продумывали это выступление композитор Лидия-Мария Кошевая и дирижёр Елизавета Корнеева. Получилось так: три саксофона, арфа и аккордеон.
Роман Малявкин (аккордеон), Екатерина Лебедева (саксофон), Васса Токарева (саксофон), Аркадий Пикунов (саксофон), Диана Успенская (арфа).
«В моей пьесе нет музыки, написанной Моцартом, в ней есть только его преобразованная музыка или моя собственная, звучащая как музыка Моцарта»
Николай Корндорф о «Моцарт-вариацииях».
Это произведение появилось в программе концерта, благодаря Елизавете Климовой: «Моцарт-вариации» для меня — особенное произведение. Я знала его уже давно и мечтала исполнить. Не очень верила, что возможно это реализовать, потому что проблематично собрать людей и сыграться, а время у нас было ограничено. Тот состав, который получился — это состав мечты. С ребятами было очень хорошо играть и работать. Я безумно рада, что эти вариации сыграны, пусть не в том качестве , в котором сыграли бы профессионалы более высокого уровня, но мы постарались сделать как можно больше и многое получилось».
София Стражкова (скрипка), Николай Бормотов (скрипка), Полина Соломянная (альт), Елизавета Климова (альт), Юлия Ромашко (виолончель), Григорий Крылов (контрабас). Дирижёр — Ольга Порубайло.
Финальным аккордом стало сочинение итальянского композитора Франческо Филидеи. В основе сюжета — история молодого итальянского анархиста, который пытался в одиночку противостоять фашистскому митингу. Полицейские забили его насмерть.
Ключевая особенность партитуры — в отсутствии нот. Звуковая часть состоит из шёпота, стонов, криков, свистов, хлопков и ударов.
‘‘ Самое важное — это соблюсти тонкую грань, отделяющую действительно мощное современное высказывание от балагана ’’
Андрей Горецкий, музыковед.
Анастасия Ольшанская, Полина Фролова, Григорий Крылов, Аркадий Пикунов, Андрей Горецкий, Евгения Зубарева. Дирижёр — Елизавета Корнеева.
‘‘ Когда у тебя есть живой контакт с музыкантами, а не два рояля и воображение, живое общение с наставником — это та самая идеальная форма обучения. Ты учишься намного быстрее. За месяц я ощутила огромный прогресс: это отражается и в жесте, и в том, как я веду репетицию’’
Елизавета Корнеева.
Дни современной музыки в Гнесинке закончились. Gnesin Contemporary Music Week ещё долго будет обсуждаться и всплывать в памяти. Но главное то, что для Академии это было невероятно важно и нужно: студенты смогли поработать с ведущими исполнителями, сыграли то, что давно хотели, нашли поддержку и смогли высказаться через новую музыку.
Татьяна Яковлева, куратор и одна из основателей проекта Gnesin Contemporary Music Week: «Мне кажется, нам удалось показать, что современная музыка может быть интересной, жизненной и адекватной. Это тоже музыка, такая же , как Бах или Бетховен. Будет ли больше современной музыки в Гнесинке? Надеюсь, что это стало более реальным, чем раньше. Я вижу, что появился интерес у музыкантов, заинтересовались зрители. Постепенно это может вылиться во что-то более официальное, сможет выйдет за рамки просто проекта».