Первого декабря в Большом зале Московской консерватории состоялось выступление Концертного симфонического оркестра Московской консерватории. Художественный руководитель и главный дирижер коллектива Анатолий Левин, отмечавший в этот день 78-летие, вместе со знаменитым пианистом Константином Емельяновым представил программу из сочинений Моцарта и Брамса.

Концерт начался с «Юпитера» Моцарта. КСО предложил его максимально классическую и традиционную интерпретацию. Он играл это произведение большим составом полноценного симфонического оркестра, а не камерным, и без претензии на аутентичность прочтения, как это сейчас модно.

При таком количестве людей на сцене Моцарт больше смахивал на Бетховена, однако данный подход вовсе не означал отсутствия каких-либо деталей. Наоборот, коллектив очень внятно, четко и ясно показывал столь любимые венскими классиками контрасты forte и piano, света и тьмы, мажора и минора. Удивило и то, что симфония прозвучала со всеми репризами.

Порадовала чистота интонации, искусство великолепной кантилены и одновременно изящество струнных, милые диалоги-переклички и «болтовня» деревянных духовых. Заметно и внимание к артикуляции, а также к тонкости фразировки. Прекрасно получилось передать различные эмоции: жизнерадостность, праздничность и одновременно мощь первой, третьей и четвертой частей, гармонию, упоительную красоту, пасторальность, воздух во второй — великолепном адажио.

Но произведением, которого все ждали, конечно, был Второй фортепианный концерт Иоганнеса Брамса. Концертный симфонический оркестр Московской консерватории исполнил его в целом достойно — но по сравнению с творением Моцарта не столь ровно и не без изъянов. Из недостатков больше всего запомнились не самые удачные соло валторны, у которой здесь много собственных, пусть небольших, но важных для драматургии Концерта высказываний. Однако оркестр можно похвалить за отличное чувство ансамбля и довольно тонкое постижение изысканного брамсовского стиля.

Константин Емельянов заслужил репутацию одного из самых интересных пианистов нашего времени — и это справедливо. Он просто создан для исполнения романтической музыки — в этом легко убедиться, побывав на его сольниках. И в этот раз Емельянов не разочаровал: да, были ляпы — случайно взятые не те клавиши в общем потоке трудного материала, но как же шел ему язык Концерта!

В первой части Емельянов радовал своей фирменной легкостью, кристальностью арпеджио, мощью октав и аккордов, прозрачно чистыми глиссандо, почти безупречно показывая, насколько разнообразными могут быть интонации рояля. Вторая часть, бурное «флорестановское» скерцо, цепляла яркими контрастами: страстностью, тревожностью основной темы и трепетностью небольших лирических эпизодов. Шедевральна третья часть — с выразительным, теплым, певучим соло виолончели (Татьяна Романенкова), которая излагает красивейшую тему романсового плана, позже переходящую к струнным. Здесь пианист продемонстрировал совершенно выдающееся владение искусством игры на piano и pianissimo, нежнейшее и неземное звучание в верхних регистрах инструмента.

Емельянов словно открыл перед слушателями картину ночной тишины, панораму звездного неба: каждый мог остаться наедине с собой и погрузиться в энергетическое поле, создаваемое пианистом. И наконец финал — прелестный и шаловливый, напрочь лишенный бравурности. Здесь главенствуют две темы: первая — игривая и легкая, вторая — в народном венгерском стиле. Господствовала атмосфера праздника — но не парадно-помпезного, а очень уютного и теплого, почти домашнего.

Фото автора и Д. Рылова