Шестого октября в Концертном зале Музыкального училища имени Гнесиных состоялся концерт итальянского пианиста Антонио ди Кристофано. Этот вечер открыл фестиваль фортепианной музыки имени Ферруччо Бузони «Итальянцы в России», который приурочен к 150-летию со дня рождения Е. Ф. Гнесиной и реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В рамках фестиваля итальянские пианисты будут выступать как сольно, так и в сопровождении симфонического оркестра под управлением дирижера Фабио Мастранджело.

В сольном концерте Антонио ди Кристофано прозвучали, в основном, шедевры романтической музыки.  

Шубертовская соната a-moll, открывшая первое отделение, слушалась на одном дыхании. Пронзительные аккорды вступления и следующий за ним пассаж ярко продемонстрировали конфликт внутреннего и внешнего мира, который развивается и обретает глубину, передавая сложные эмоции и переживания композитора. Во второй лирико-созерцательной части музыка словно расцветала под пальцами пианиста. Красивое, объемно-кантиленное звучание фортепиано заполняло концертный зал.

Пьесы для фортепиано op. 118 Иоганнеса Брамса отличаются сложностью фактуры, но это не стало преградой для талантливого пианиста. Преодолев все трудности музыкального текста, он сумел передать композиторский замысел с невероятной точностью и мастерством.

Отделение завершила единственная соната Альбана Берга, написанная композитором в начале творческого пути и ставшая первым его сочинением с проставленным опусом. В одночастной сонате композитор смог сконцентрировать  мечтательные, а в чем-то даже и мистические настроения, которые напоминают музыку позднего Скрябина. Со стороны казалось, что во время исполнения этого произведения Антонио ди Кристофано был погружен в медитативное состояние и отключен от реального мира. Музыка медленно «растекалась» по залу и завораживала своей тягучестью.

Остальная часть вечера была посвящена «чистому» романтизму. Плеяду композиторов-романтиков открыл Рахманинов. Пианист по-своему передал глубинные размышления композитора: создал ощущение камерного, очень личного пространства благодаря нежному прикосновению к инструменту. 

Весьма эффектно прозвучали «Долина Обермана» Ференца Листа и Полонез-фантазия ля-бемоль мажор Фридерика Шопена. Эти произведения, выражающие контрастные образы, подчеркнули способность исполнителя передавать сложные и многогранные музыкальные замыслы.

Внимание пианиста при исполнении Полонеза-фантазии Шопена было направлено скорее на технические нюансы, чем на глубокое погружение в тернии композиторского замысла. И не зря: техника оказалась на высоте. 

«Долина Обермана» Листа, напротив, позволила исполнителю раскрыть глубокие эмоциональные и философские аспекты, заложенные в музыке. Каждая нота, каждый аккорд звучали с невероятной выразительностью,  погружая слушателей в мир  размышлений и чувств.

После бурных оваций, которые долго не стихали в зале, Антонио ди Кристофано просто не мог уйти без биса. Его выбор пал на си-бемоль минорный ноктюрн Фридерика Шопена. Исполнение известного произведения, которое под руками итальянского пианиста обрело особую проникновенность и элегичность, явилось настоящим откровением для слушателей. Ноктюрн стал грустно-мечтательной и вместе с тем яркой кодой вечера.