
14-го февраля в Московском детском музыкально-драматическом театре «Поколение» состоялась премьера мюзикла Кима Брейтбурга «Ромео и Джульетта» в режиссуре Николая Покотыло. Поражающие взгляд красота и роскошь в сочетании с популярной музыкой, быстрой сменой визуальных образов и музыкальных тем образовали захватывающий симбиоз — своего рода клиповый спектакль. Либретто к нему создал Михаил Марфин, стихотворный текст — Евгений Муравьев.
Красивая шекспировская история любви двух молодых людей обрела новый краткий перевод, новых действующих лиц и новый способ повествования — череду музыкальных клипов: каждый номер поставлен с учетом пестрой и неоднородной музыкальной составляющей. Спектакль выглядит приятным глазу и воспринимается, отчасти, как лента рекомендаций TikTok с постоянно сменяющимися кадрами.
Динамике действия способствует хореография в постановке Ангелины Друбецкой. Отточенные синхронные движения во время массовых танцевальных сцен (как, например, в сцене вражды и бала в доме Капулетти) и реалистичный сценический бой (вражда в Вероне) из зрительского зала смотрятся эффектно и впечатляюще.
Не подкачали и костюмы — сделаны они будто под реальный исторический сеттинг и выглядят величественно (особенно наряды супружеских пар Монтекки и Капулетти). Художник Янина Кремер создала образы, которые не только подчеркивают индивидуальность героев, но и передают атмосферу эпохи. Дополняет красивую картинку грамотно расставленный свет, который в нужные моменты падает на подвижные декорации арочных конструкций и барельефы, что создает ощущение смены времени суток.

Но вот музыкальная составляющая спектакля — повод для дискуссии. «Ромео и Джульетта» — своеобразная эклектика разных жанров, от рока и эстрадной популярной музыки до рэпа. Сначала такое разнообразие ощущается как глоток свежего воздуха, но чуть позже можно почувствовать себя дезориентированным. Как будто нет единого музыкального полотна — «клипы», следующие друг за другом, не выстраиваются в один ряд: череда очень разных «музык» воспринимается словно плейлист радиостанции «для всех», составитель которого пытается угодить совершенно разным аудиториям и потому обращается ко всем возможным жанрам. Из-за такой пестроты материала сложно добиться ровного звучания: для более-менее эстрадных номеров («Во всех грехах виновны женщины») ставят, вероятно, записи минусов, а в более «классических» песнях (вроде экспозиции образа Джульетты) в качестве сопровождения используют оркестр театра. Из-за сочетания живой музыки и записанной возникла очевидная проблема в балансе звука: мужские голоса звучали в пределах нормы, а женские кричаще громко, при том, что исполнение было хорошим.
Ромео (Артур Мухаметдинов) и Джульетта (Анастасия Щукина) — парный образ, что подчеркнуто не только костюмами в светлых тонах, но и интонационно. Эмоциональный спектр их вокальных номеров колеблется от нежной трогательности до глубокого отчаяния.
Анастасия Щукина создает многослойный образ Джульетты, сочетая детскую наивность, искреннюю восторженность первой любви и постепенно нарастающее осознание трагичности своей судьбы. Ее героиня поначалу трепетна и воздушна, но с развитием сюжета в ее голосе и игре проступает внутренняя сила и даже отчаяние. Наполненная искренним надрывом драматическая кульминация образа в песне «Черный ангел» звучит особенно проникновенно.
Артур Мухаметдинов передает образ Ромео как романтичного мечтателя, для которого любовь становится смыслом жизни. Его исполнение наполнено искренностью, а эмоциональные переходы от восторга и страсти к трагической обреченности смотрятся органично. В голосе слышна вся гамма переживаний — от пылкой решимости до отчаянного бессилия перед жестокостью судьбы.
Артистически роли сыграны убедительно, особенно немного по-детски наивная влюбленность Джульетты.
Ярко выделяется новый персонаж, выполняющий роль рассказчика — Менестрель (Сергей Рязанов). Он выходит почти на один план с главными героями. Открывая и закрывая кольцевые композиции двух действий, Менестрель также проникает «внутрь» повествования, становясь непосредственным участником событий.

Это зажигательный, харизматичный образ в отличном драйвовом исполнении. Сергей Рязанов наполнил своего героя энергией и азартом. Его пластика динамична, движения легки и точны, а голос звучит ярко и свободно, подчеркивая живость и темперамент персонажа. В его исполнении чувствуется отличное владение вокальной техникой, легкость звучания и музыкальная выразительность, что делает каждое появление Менестреля на сцене эффектным и запоминающимся. В некоторые моменты на его фоне пара влюбленных кажется менее выразительной.
Запомнились и персонажи второго плана — величественно представил князя Эскала Владимир Бекетов. Дерзко и с юношеским вызовом исполнил роль Меркуцио Даниил Степанов.
Несмотря на небольшие проблемы со звуком и неоднородную музыкальную составляющую, спектакль получился по-настоящему красивым и визуально привлекательным. Внимание к деталям, пышность и даже некоторая роскошь гарантируют его успех, главным образом, у подростков — поклонников современной «клиповой» культуры.