В музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко спустя 40 лет снова зазвучала опера Родиона Щедрина «Не только любовь». Новую постановку произведения представил Евгений Писарев. На одном из премьерных показов побывал Филипп Геллер.
Предыдущий спектакль, появившийся здесь в 1981 году (режиссер Ольга Иванова, художник Сергей Бархин), несмотря на теплый прием зрителя и положительные отзывы прессы, удержаться в репертуаре долго не смог. Известный музыкальный критик, театровед Дмитрий Морозов в журнале «Советская культура» писал: «В лице О. Ивановой композитору посчастливилось найти режиссера, сумевшего почувствовать и воплотить все содержащиеся в опере достоинства. В работе с артистами режиссеру удается вскрывать тонкие нюансы чувств и настроений». Те же слова хочется употребить в отношении новой постановки — она получилась несомненно удачной.
Первая опера Щедрина, которую он написал в 29 лет, по рассказам Сергея Антонова, на премьере в 1961 году не раскрыла своего потенциала — ее ожидал полный провал. Следующий спектакль, уже в Большом театре (режиссер Георгий Ансимов, художник Александр Тышлер, дирижер Евгений Светланов) тоже не удержался в репертуаре и прошел всего шесть раз. Опера оказалась слишком новаторской для того времени — вместо официозного, патриотического сюжета, мы видим лирическую драму. Председатель колхоза, суровая Варвара Васильевна влюбляется в молодого повесу Володю Гаврилова. Пребывающая в тотальном одиночестве героиня между чувством долга перед односельчанами и страстным желанием быть любимой в итоге выбирает первое, лишая себя единственной возможности стать счастливой. Новым был и музыкальный язык — в серьезный жанр Щедрин ввел частушки, и тогда бытовавшие в селах уже не России, но Советского Союза — композитор лично собирал материал из глубинок. Да и фрейдистский подтекст некоторых сцен (например, когда Варвара Васильевна погружается в глубины своего подсознания и принимает решение остаться верной своему долгу — здесь композитор использует эффект эха, когда хор за сценой, изображая внутренний голос героини, подсказывает ей, как поступить).
И видимо только сейчас настало время, чтобы эта музыка раскрылась — правда, судя по реакции публики в зале, колхоз и всякие бытовые приметы того времени у многих вызывают смешок, совсем не ностальгию. В опере есть место и юмору (совершенно блистательно написан второй акт — сцена в сельском клубе), но думается, что нынешняя публика, испорченная продуктами ширпотреба, не в состоянии его адекватно воспринять.
Команда постановщиков нового спектакля подошла к партитуре Родиона Константиновича максимально серьезно — опера идет без купюр, а само режиссерское и визуальное решения выглядят достаточно бережно. Однако в этой версии нет давящего соцреализма, наоборот — она очень поэтична и красива.
Режиссура точно следует авторскому замыслу, духу, букве произведения — она в меру лаконична, но четко и ярко образно раскрывает характеры героев. Вольностей в спектакле мало: порыв страсти Варвары Васильевны и Володи здесь не ограничивается поцелуем, как написано у Щедрина, герои ведут себя более раскованно и откровенно, но это достаточно убедительно согласовывается с музыкой и ситуацией. Финал постановки Писарев делает открытым: Володя не воссоединяется со своей невестой Наташей, а бежит от нее, Варвара Васильевна уходит и в последней хоровой сцене не появляется. Каждый зритель может сам домыслить, что стало с героями.
Сцена МАМТа вся погружена в красивый синий цвет, отлично рифмующийся с оформлением интерьеров театра. Художник Максим Обрезков погрузил персонажей в некое фантастическое пространство импрессионистского духа , напоминающее просторы какой-нибудь планеты. При этом тут есть ЛЭП, а по вечерам показывают «Кубанских казаков» — именно после их просмотра в местном клубе и начинаются танцы.
Художница Мария Данилова, наоборот, старательно изучала документы 1950-х и сделала вполне реалистичные костюмы того времени, однако и они выглядят довольно поэтично. Заметна работа хореографа Сергея Землянского, который поставил выразительную, остроумную танцевальную сюиту во втором акте — труппа театра исполняла ее с удовольствием и драйвом.
Чувствуется, что артисты вложили всю душу в новую для них музыку и провели большую подготовку для того, чтобы опера прозвучала в полную силу. И это, за некоторыми исключениями, удалось. Утихомирил себя дирижер Феликс Коробов, обычно гиперэкспрессивный бунтарь — здесь же он сумел показать тонкость оркестровых красок, ее звенящую тишину и подлинный лиризм. Хотя в драматических сценах, где оркестр выходит на первый план в эмоциональном порыве, маэстро по обыкновению не жалел сочности и создавал действие чуть ли не экспрессионистского накала в динамике фортиссимо. В опере велика роль хора — и эта часть труппы (хормейстер — Станислав Лыков) тоже показала себя достойно, хотя хотелось бы более четкой и внятной дикции.
«Не только любовь» интересна большим количеством эпизодических ролей, которые оттеняют драму главных героев — и здесь в МАМТе были откровенные победы. Писарев великолепно вылепил характерные партии разведенки Катерины и Девушки с высоким голосом (зал в эти моменты, не смущаясь, смеялся) — их же в свою очередь колоритно, бойко преподнесли Вероника Вяткина и Евгения Афанасьева. Запомнился вездесущий Мишка — Арсений Ким. На своих местах были Евгений Качуровский (Иван Трофимов) и Кирилл Золочевский (Гришка).
Роль председателя колхоза Варвары Васильевны досталась меццо Натальи Зиминой, которая озвучила ее вполне прилично, но в драматических монологах героини с обилием верхних нот, неудобных скачков, пела на пределе и порой чуть ли не рычала и кричала. Зато артистка была исключительно выразительна актерски — ее героине невозможно было не сопереживать.
Абсолютное попадание в образ и вокал — у Владимира Дмитрука. Его Володя Гаврилов был этаким балагуром и стилягой, который не может себя утихомирить и готов вязаться за каждой юбкой. Подлинные чувства ему незнакомы. Хотя финал спектакля заставил задуматься: а вдруг этот герой впервые испытал настоящую любовь…
Фото — Сергей Родионов