Одним из главных символов Нового года давно уже стал «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Традиционно в это время театры всех статусов представляют свои версии великого балета. Ради того, чтобы увидеть спектакль Юрия Григоровича в Большом театре, люди даже ночью стоят в очередях за билетами стоимостью от 2 до 20 тысяч рублей. Немалых вложений потребует и поход в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко на версию Юрия Посохова: цены на билеты — от 3 до 15 тысяч. Третий по уровню театр Москвы — «Кремлевский балет» предлагает посмотреть спектакль Андрея Петрова за вполне доступные деньги: от 500 до 5,5 тысяч рублей. Филипп Геллер считает, что этот «Щелкунчик» не хуже двух остальных, так что раскошеливаться вовсе не обязательно.
Первое, что хочется сказать об этой версии — она очень красива. Прекрасны роскошные, детально выписанные декорации (художник — Анатолий Нежный). Сценограф тонко и поэтично передал гофмановский дух: изображение заснеженного немецкого городка сменяется загадочной и одновременно уютной гостиной дома Штальбаумов, а Конфитюренбург во втором акте оказывается призрачным фантастическим дворцом. Между ними — картина зимнего леса, стилистика написания которой заставляет вспомнить выдающиеся театральные работы Константина Коровина. Есть тут и ностальгия по легендарному спектаклю Льва Иванова 1892 года — снежинки-танцовщицы, как тогда, танцуют в кокошниках. (художник по костюмам — Ольга Полянская).
Показу мира ребёнка, детского восприятия реальности Петров уделил добрую половину акта — дети-артисты театра искренне резвятся и шалят на сцене, ссорятся и обижаются друг на друга. Лейттемой спектакля Андрея Петрова стал переход из детства в юность, обретение первой, но настоящей любви. Его «Щелкунчик» более романтичен по сравнению с другими версиями. Даже действие балета перенесено в эпоху, когда творил Гофман — в 1810-е (на это указывают повседневные костюмы героев в 1 акте). Главным и очень существенным изменением либретто спектакля стало совмещение партий Дроссельмейера и Принца. В данной версии друга семьи и спутника Мари в её грёзах исполняет премьер труппы. От этой перемены «Щелкунчик» лишился мистики, связанной с образом Дроссельмейера, который, например, в версии Григоровича выступает проводником девочки в мир грёз. Зато балет обрёл красивую романтическую линию — уже в самом начале Мари чувствует какую-то привязанность к обаятельному молодому человеку. Щелкунчик-кукла — отдельный герой, наиболее ярко показывающий себя в сцене битвы с мышами (пластичный и виртуозный Богдан Плешаков казался ожившей игрушкой).
В «Щелкунчике» Андрея Петрова есть за что зацепиться глазу — это не просто «голубая» и скучная классика. Например, головокружительные поддержки в дуэтах Мари и Принца, от которых захватывает дух. Или дивертисмент во втором акте, поставленный в демиклассическом стиле (наиболее удачны испанский, русский и французский танцы). А вальс снежинок и «Розовый» вальс по мастерству и уровню хореографии не уступают, например, аналогичным фрагментам в версии Григоровича.
Партия главной героини — Мари не предполагает какой-то одной трактовки, каждая балерина преподносит этот образ, исходя из своей индивидуальности. Александра Криса, выступившая в этой роли 11 января, создала светлый и согретый непосредственностью облик девочки, повзрослевшей за одну ночь. Её интерпретации свойственны мажорность, чистота актерской и хореографической интонации, нежность и мягкость танца. Эта Мари точно знала, что попадёт в сказку, она верила в чудо. И оно произошло — в финале спектакля ей делает предложение Дроссельмейер. Любовь торжествует. Партнёр Александры, Егор Мотузов был бережен и аккуратен, он порадовал качественностью исполнения и лирико-романтическим образом своего героя. Выделился французский танец (Яна Буравчикова и дебютант, подающий большие надежды Максим Апатонов). Галантный танцевальный диалог рафинированно-кокетливой пастушки и изысканного кавалера стал одним из откровений этого вечера.
Ближайшие показы «Щелкунчика» Андрея Петрова состоятся 14 января (в 12:00 и 18:00), 5 февраля (в 18:00).