«Встречи в стиле ЭТНО» прошли в РАМ им. Гнесиных в третий раз. «Дорога торная», концерт этого сезона, был посвящён фольклору исключительно одного места, (что, на самом деле, – исключительная редкость!), села Завгороднего Балаклейского района Харьковской области. Это место хорошо известно знатокам и любителям аутентичной музыки: его репертуар, включающий самые разные фольклорные жанры, поражает своей обширностью, а музыкальная традиция неизменно удивляет любого, кто хотя бы раз прикоснулся к этой музыке.
Знакомили зрителей в этот вечер народный хор музыкального училища имени Гнесиных (руководитель – Ю.Л. Колесник), фольклорный ансамбль Российской академии музыки имени Гнесиных и московский ансамбль традиционной русской песни «Ромода» (руководитель – С.Ю. Власова). Особый смысл концерту придало участие в качестве ведущей этномузыковеда Е.А. Дороховой, впервые побывавшей в русских сёлах Слободской Украины в конце 1970-х годов и открывшей миру музыкально-фольклорную традицию Завгороднего.
1.
«Музыка начиналась с голоса. Люди пели с давних времён, и пели хорошо, по-особенному. Но мы летим вперёд, сметая со своего пути все традиции. Очень важно, что есть люди, которые по осколкам собирают старинные русские обычаи, наполняют их жизнью и бережно хранят, передавая потомкам как реликвию.
Одними из них стали песни села Завгороднее, прозвучавшие на концерте. В начале вечера каждый принимавший в нём участие коллектив исполнил, в соответствии с традицией Завгороднего, по песне, в составе небольшого ансамбля. Постепенно вводя неопытного слушателя в курс дела, они осторожно приоткрывали дверцу в этот новый для нас музыкальный мир. Слышать новую, неакадемическую манеру пения, необычный диалект, странные гармонии, было удивительно.В голове всплывал вопрос: «А точно ли это старинная русская песня?» Красочности картине добавляли народные костюмы, сочетающие в себе русские и украинские черты.
Часть программы была посвящена местной свадьбе, точнее, центральному эпизоду этого действа, состоящего из множества компонентов. Прощание невесты со своей роднёй и сборы в дорогу жениха – всё это показало обряд сразу с двух сторон. В доме невесты – причет, плач, который в какой-то момент зазвучал даже в духе музыки XX века..! Также – величальные песни в доме жениха, приобретающего отныне новый почётный статус женатого мужчины. Исполнителям в условиях концертного зала удалось воссоздать картину настоящего свадебного ритуала, и зрителям верилось в происходящее!
Мы также услышали сказку «Беззаботный монастырь», записанную в своё время от жителя села Мачулина Демьяна Григорьевича, 1896-го года рождения. И снова уже знакомый говор, да и сказка забавная, с поучительным смыслом, в духе русских народных, которые мы все читали в детстве.
Мужской песенной традиции уделили особое внимание, ведь именно мужчины считались в Завгороднем лучшими исполнителями протяжных песен. Представленные в заключительной части концерта сочинения были сгруппированы вокруг рекрутского обряда и объединены военной тематикой. Щемящие душу гармонии, ставшая уже привычной за полтора часа манера пения и не всегда понятные слова не делали эту музыку странной. Теперь просто хотелось её слушать, ощущать. В каком-то смысле, всё действие напоминало медитацию за счёт повторяющихся мотивов. Они настраивали на определённую эмоциональную волну.
Концерт получился насыщенным и запоминающимся: далеко не каждый день мы имеем возможность наблюдать старинную свадьбу и проводы в армию! Яркая, расцвеченная традиция Завгороднего, ни с чем не сравнимая культура протяжных песен удивила и влюбила в себя всех присутствующих в зале. Встреча с ней объединила и зрителей, и артистов. После ещё очень долго оставалась радость, радость от причастности к этому празднику народной музыки».
Владислава Власова
2.
«Многообъёмный мир русской деревни, воссозданный исполнителями, предстал перед нами в этот вечер.
Свадебный ритуал стал самым запоминающимся, и со мной, наверное, согласились бы многие! Он походил больше на театральное представление, не на концертный номер. Прощальная вечерина, приезд жениха с роднёй за невестой, выкуп и, наконец, гулянье – этапы, без которых невозможно представить свадьбу. Всё это было продемонстрировано. Эпизод с плачем невесты стал наиболее сложным для исполнения, наиболее интересным: на фоне пения подруг она «голосила», прощаясь со своей девичьей жизнью. Сложность заключалась в ритмическом несовпадении её сольных реплик и ансамблевой партии».
Ангелина Дудикова
3.
«Меня всегда удивляли народные песни. Загадкой для меня была их невероятная сила воздействия, способная загипнотизировать любого человека. А всё, наверное, потому, что в народной музыке преобладают настоящие, искренние эмоции, и от этого она и обретает магическую силу. В ней сохраняется та простота и красота, которые всегда будут импонировать и привлекать внимание.
Фольклор в живом исполнении я, к сожалению, слышала нечасто, в основном всё ограничивалось прослушиванием фонограмм на лекциях по народному творчеству в колледже и аудиозаписей на интернет-просторах. Прикоснуться к нему, услышать его вживую мне удалось недавно на концерте. И я могла бы поверить в то, что представители села сами приехали к нам, если бы мне не сказали, что на сцене будут выступать профессиональные исполнители. Та отдача, тот посыл, с которым они обращались к зрителям, поражали. Их эмоции были безгранично правдивы.
Чего стоил свадебный ритуал: торжественность и отчаяние, проступавшее сквозь плач невесты. А пляска? Этот бурный всплеск энергии! Или, скажем, рекрутская сцена с мужскими протяжными песнями. Зарисовка проводов в армию – с беседами, разгульем. Всё это получилось очень реалистичным.
Фольклорная музыка рядом, она доступна, она ждет своих слушателей. И находит их благодаря «Встречам в стиле ЭТНО».