20-го марта в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт-сюрприз, ставший настоящим событием камерного сезона. Лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского Равиль Ислямов отметил свой День рождения на сцене, предложив слушателям не просто программу, а вечер, который объединил выдающихся исполнителей, композиторские премьеры, редко звучащие произведения и нестандартные интерпретации. 

Вместе с именинником на сцену вышли пианисты Иван Кощеев, Сергей Давыдченко, Александр Клюканов, скрипачи Иван Кузнецов и Арина Минаева, альтист Арсений Захаров, виолончелист Илья Михайлов и контрабасист Дмитрий Юдин. Каждый из участников проявил себя не только как виртуоз, но и как чуткий ансамблист, способный слышать партнера и выстраивать драматургию звучания.

Концерт открылся  фортепианной Сонатой до минор соч. 17 Равиля Ислямова. Интересно, что Равиль — не только выдающийся скрипач, но и талантливый композитор. Исполнителем сонаты стал пианист Иван Кощеев. Масштабное сочинение, впервые представленное публике, прозвучало сдержанно, но завораживающе.

За внешней невозмутимостью Кощеева скрывалась глубокая погруженность в музыкальный материал. Его интерпретация подчеркнула драматизм и сложность сонаты, позволяя слушателям ощутить всю глубину авторского замысла. Звук и образ рождались словно на кончиках его пальцев. Кощеев представил цельный и выразительный музыкальный мир, в котором органично переплетались строгая форма Бетховена, насыщенная гармония Брамса,  рахманиновские интонации и лиризм раннего Чайковского. Особенно впечатляла его трактовка форте: оно не демонстрировало явной мощи, но было пронизывающим и взволнованным, как внутренний импульс, направленный не столько на внешнее воздействие, сколько на раскрытие драматического напряжение. Звук не подавлял слушателя, а проходил через концертный зал, создавая ощущение беспокойства и накаленного ожидания.

Кощеев был безупречен во всем — от филигранной нюансировки пианиссимо до рельефности аккордовых построений. Однако именно в кульминационных моментах его исполнение поражало особой одухотворенностью: форте сохраняло гибкость и многослойность, вбирая в себя оттенки тревоги, страсти и внутренней борьбы.

На концерте также прозвучали две яркие премьеры в области камерной музыки. Одной из них стал Квартет для двух скрипок, альта и виолончели Сергея Давыдченко, который сразу привлек внимание своей глубиной и оригинальностью. Композитор использует типичную форму струнного квартета, привнося яркую эмоциональность, сложную гармоническую текстуру и утонченное мастерство оркестровки для того, чтобы произведение звучало многослойно и динамично. В произведении органично сочетаются элементы классической традиции и современные музыкальные поиски, что придает ему уникальную структуру и выразительность.

Также прозвучала камерная версия поэмы Равиля Ислямова «Однажды в сказке», недавно представленная в оркестровой аранжировке в Большом зале консерватории. По словам самого автора, изначально квинтет должен был называться «Рождественская фантазия». Поэма основана на мотивах одноименного сериала, в котором переплетаются сказочные и современные элементы. «Это один из моих любимых сериалов!» — поделился композитор. В произведении были слышны легкие, прозрачные фактуры, сменяющиеся насыщенными оркестровыми всплесками и напоминающие публике живописные звуковые картины.

Финальным аккордом вечера стало исполнение Концерта для фортепиано, скрипки и струнного квартета, соч. 21 Эрнеста Шоссона — произведения, довольно редкого в классическом репертуаре, но по праву считающегося жемчужиной французского музыкального романтизма. Написанный в 1891-м году и посвященный Эжену Изаи, этот концерт сочетает черты крупной симфонической формы с тонкой камерной лирикой. Его необычный состав — солирующие скрипка и фортепиано в сочетании со струнным квартетом — требует от исполнителей предельного взаимопонимания и баланса.

Музыканты сумели передать всю глубину и экспрессию сочинения. Уже с первых тактов Décidé стало ясно, что финал концерта станет эмоциональной кульминацией вечера: мощные фортепианные пассажи Сергея Давыдченко контрастировали с драматическими линиями скрипки Ислямова, создавая напряженный музыкальный диалог. Изящная Sicilienne (вторая часть), с ее утонченными, почти импрессионистскими красками, прозвучала легко и воздушно, словно мимолетное воспоминание. «Если “очеловечивать” свой инструмент, я бы сравнил его скорее с верным другом, которому можешь доверить свои чаяния и надежды, который чутко отзывается на мои желания и просьбы», — отметил Давыдченко. В этот вечер он предстал в двух амплуа: как пианист и как композитор.

В Grave ансамбль достиг высочайшей степени выразительности, подчеркнув трагедийную глубину этой части. Финал объединил все ранее прозвучавшие темы в единую драматургию, ведущую к торжественной, но не пафосной кульминации. Если сам Эрнест Шоссон, по воспоминаниям современников, был человеком сомневающимся и рефлексирующим, то его концерт в этот вечер зазвучал мощно, свободно и уверенно — как истинное произведение искусства, которому суждено жить вне времени.

Фото — Андрей Железняк