«Бункер» – новая арт-площадка Москвы, позиционирующая себя как театр классического иммерсива. Не так давно пространство «Бункера-703» являлось архивом, где хранили документы и материалы особой государственной важности, но сейчас любой желающий может спуститься на глубину 43 метра и проникнуться атмосферой бывшего спецхрана.
Неоспоримым преимуществом этого театра является полная отрешенность от городской суеты: не слышен шум мегаполиса, нет мобильной связи. В репертуаре «Бункера» всего несколько спектаклей, но они подобраны так, чтобы можно было полностью погрузиться в действо. «Дорогие зрители, можете не отключать звук на своих мобильных телефонах, до вас все равно никто не сможет дозвониться…»
Спектакль «За закрытыми дверями» поставлен режиссером Инной Дуниной по одноименной пьесе Жана-Поля Сартра, известного писателя и философа-экзистенциалиста. Он считал, что человек самостоятельно делает выбор и становится кем-то. В своей пьесе Сартр обращается к внутреннему миру героев, обнажая их пороки, и ставит перед читателем вопрос: «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
Несколько шагов вниз по узкой металлической винтовой лестнице, и в нос ударяет затхлый запах подвального помещения. Вокруг – серые обшарпанные стены бункера с облупленными кусками краски и шахта неработающего лифта, глубоко уходящая вниз. «Не перелезайте перила! Сетка не выдержит ваш вес. Лететь долго», – предупреждает табличка.
Издалека доносятся звуки скрипки – пока не разобрать что звучит, поэтому продолжаем спуск. Спустя пару минут музыка становится все громче и возникает вопрос: а не сам ли «скрипач дьявола», Паганини, играет? На фоне музыки грохочущим эхом раздаются шаги заинтригованных зрителей, желающих поскорее оказаться внизу. Длинный коридор (ржавые потеки на стенах напоминают кровь, на полу лужи, слышны лишь неуверенные шаги и негромкие голоса зрителей) приводит к «зрительному залу».
Здесь гостей встречает мужчина в сюртуке с побеленным лицом (как потом оказалось, это герой пьесы – коридорный). Коридорный (Виктор Сапелкин) является проводником в ад для героев пьесы, и зрители делят с ними пространство небольшой комнатки, где происходит все действие.
Мужчина по имени Гарсен (Евгений Терентьев) и две женщины – Инес (Виктория Черненко) и Эстель (Олеся Каширская) после смерти попадают в ад и оказываются в закрытом помещении с тремя дверями, где весь интерьер составляют лишь три кресла-мешка и нож для разрезания бумаги.
Журналист Гарсен при жизни жестко обращался со своей женой и проявлял трусость в ответственных ситуациях; богачка-искусительница Эстель убила собственного ребенка, выкинув его из окна, и довела до самоубийства любовника; почтовая служащая Инес увела у своего кузена его подругу, после чего тот бросился под трамвай, а девушка, не простив этого Инес, отравила себя и ее газом.
Актеры настолько вжились в свои роли, что, благодаря их игре, зрители ощутили чуть ли не весь спектр деструктивных эмоций: жалость к Гарсену, злость к Эстель и отвращение к Инес.
Срываясь на крик, истерично смеясь и временами пытаясь забыться, герои проживают то ли один день, то ли несколько лет – непонятно, потому что в аду нет представлений о дне и ночи, а свет горит постоянно.
Закрытое пространство, адская духота и жар накаляют обстановку до предела. Эстель, схватив нож для разрезания бумаги, несколько раз ударяет Инес в живот. Но герои понимают, что они изначально мертвы и убить друг друга не получится: в этой преисподней они будут существовать вечно.
Можно осуждать героев за их выбор и совершенные поступки, или наоборот, пытаться объяснить их действия, но эта пьеса точно не оставит вас равнодушным.
Фото: Алёна Емельяненко