В рамках VI Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» состоялся показ постановки «Ливьетта и Траколло» Театра-студии имени Сперанского. Своими впечатлениями делится лауреат 1 степени конкурса оперных рецензий Александра Богина.
Премьерное исполнение одноактной оперы Дж.Б. Перголези «Ливьетта и Траколло» на сцене музыкальной гостиной дома Шуваловой, несмотря на довольно аскетичное сценическое воплощение, порадовало безупречной игрой артистов оперного театра-студии имени Ю. Сперанского и оригинальным прочтением сюжета.
«Ливьетта и Траколло» или «Лукавая крестьянка» — творение одного из родоначальников жанра оперы-buffа, Дж. Б. Перголези – изначально существовала как комическая вставка между актами оперы-seria «Адриан в Сирии». Трудно поверить, но это лацци возымело в итоге куда больший успех, чем сама опера.
В основе либретто, написанного Томмазо Мариани, лежит незатейливый сюжет, комизм которого заключается в переодеваниях героев, нелепых спорах, неурядицах и попытках «надуть» окружающих с целью получения собственной выгоды. В общем, довольно популярная тема для композиторов 17-18 столетий, шедших в ногу со временем. Примеров предостаточно: «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Мельничиха» Дж. Паизиелло, «Скупой» В. Пашкевича. Такое многообразие печально сказалось на судьбе «Лукавой крестьянки»: одна из опер-родоначальниц буффонного жанра, некогда стабильно державшаяся в репертуаре европейских театров, попросту затерялась среди своих «потомков».
За последние полвека количество постановок этого произведения можно пересчитать по пальцам одной руки. Хрестоматийной, в хорошем смысле слова, версии «Ливьетты и Траколло» мы обязаны брюссельскому «Театру луны», в котором в 1986 году под руководством Сигизвальда Кёйкена интермедия Дж. Перголези вернулась во времена былой славы.
По стопам бельгийцев пошли отечественные артисты. В ноябре 2023 года в новосибирском ДК имени Октябрьской революции коллектив «НОВАТ опера» исполнил «Ливьетту и Траколло» под управлением Игоря Бондаренко. Отменный с точки зрения сценографии и исполнения спектакль до сих пор вызывает овации в виде восторженных комментариев публики в соцсетях.
Особняком стоит экстравагантная интерпретация 2010 года от испанского Bengala Produccións, в которой Ливьетта и Траколло предстали в качестве пингвина и полярного медведя, разгуливающих среди снегов и исполинской дольки лимона, пронзённой трубочкой флуоресцентного желтого цвета.
Малое количество ориентиров, с одной стороны, создаёт определённые трудности, но, с другой, предоставляет свободу фантазии. Режиссёр Валерий Зыков обратился к широко известному приему «театра в театре». Это далеко не новое и, в известном смысле, тривиальное драматургическое решение стало настоящей режиссерской находкой. При полном сохранении авторской партитуры был внесён ряд неординарных изменений. Героев переместили из итальянской провинции в российский театр. Траколло теперь не просто вор, а отвергнутый актёр, свернувший на скользкий путь мошенника. Ливьетта путём угроз и убеждений пытается уговорить возлюбленного бросить незаконное занятие и вернуться в искусство, что в конечном итоге девушке всё-таки удаётся. Траколло приходит на прослушивание, но директор театра, Фульвия, берет на работу его товарища Фаччендо. Карьера Траколло завершается, не начавшись, фразой «мы вам перезвоним».
Валерий Зыков подчеркнул все комические ситуации в сюжете и усилил их эффект, ориентируясь на современного отечественного зрителя. Побирающийся Траколло в амплуа беременной полячки, поющий на итальянском «Misero, a chi mi volgerò», и следующий с за ним Фаччендо с табличкой «Я голоден» запустили цепную реакцию гомерического смеха по залу. Апогеем стало появление нового персонажа – колоритного мужчины в широкой русской рубахе, высказавшего своё негодование по поводу бедламана сцене.
Кажущаяся поначалу вынужденной замена клавесина роялем сначала несколько огорчила, однако впоследствии данное решение показалось вполне логичным и обоснованным – не вписывался старинный инструмент в русско-итальянскую атмосферу, а вот рояль – вполне.
Мастерство артистов оперной студии превзошло все возможные ожидания. Непередаваемая харизма и бешеная энергетика Константина Тютикова в совокупности с высоким уровнем вокала сделали его Траколло, пожалуй, одним из лучших среди ныне известных воплощений данного образа.
Не менее сильное впечатление произвела Валерия Лимонова, исполнившая роль Ливьетты. Как признаётся артистка, вокальная партия главной героини, изобилующая техническими трудностями, далась ей довольно легко. Темперамент бойкой и жизнерадостной Ливьетты оказался близок по духу певице, будто слившейся со своим персонажем в единое целое. Степан Будкевич в немой роли Фаччендо очаровал публику неуклюжим обаянием своего героя. Жалкий побирушка, заглядывавший в глаза зрителей с печалью, мольбой и отчаянной надеждой, буквально через пару мгновений перевоплотился в беспомощного слепца, судорожно хватавшегося за руку Траколло из страха быть пойманным за кражу. Убедительной была выразительная безмолвная игра Ольги Фокиной в роли сдержанной и рассудительной Фульвии.
Из достоинств спектакля хотелось бы отметить прекрасно выстроенный баланс струнного квартета, фортепиано и певцов. Особенно порадовала «вокальная аккуратность» солистов, с легкостью и блеском исполнивших свои отнюдь непростые, по-итальянски виртуозные партии. Скуповатое сценическое оформление в виде ширм (как выяснилось, с изображением людских пороков) и двух лавочек, напоминающих антураж обыкновенной электрички, компенсировалось отменной актерской игрой, затмившей все незначительные недостатки. Порадовало грамотное использование ограниченного пространства зала. Герои передвигались как по сцене, так и между рядами. Траколло не пропустил ни одного зрителя, продираясь через толпу в попытках получить милостыню. Даже белоснежные ионические колонны Шуваловской гостиной, вокруг которых крутился главный герой, стали удачной сценической находкой.
Постановку «Ливьетты и Траколло» Валерия Зыкова можно считать огромным успехом и достижением не только для оперного театра-студии имени Ю. А. Сперанского, но и личной победой каждого участника спектакля. Всегда приятно смотреть на молодых артистов, которые с энтузиазмом и задором играют на сцене, демонстрируя высокой уровень профессионализма и безграничную преданность своему делу.