Мы часто слышим фразу: «Будешь много заниматься — обязательно станешь востребованным исполнителем». Но если оторвать глаза от нот, убрать руки с инструмента и посмотреть вокруг, то окажется, что просто «хорошо играть» — еще не значит сделать успешную карьеру и реализоваться в профессии. Современный музыкант должен уметь всё: организовывать концерты, общаться с прессой, продвигать свой публичный образ в социальных сетях — фактически, стать продюсером самому себе. Как это сделать, рассказал гнесинцам Ханс-Йоахим Фрай — международный арт-директор, менеджер, режиссер, экс-худрук фонда «Талант и успех». Его лекция была посвящена выстраиванию международной карьеры музыканта. Тема жизненная, заманчивая и (в нынешних реалиях) очень непростая. 

С чего начать? С тщательного планирования и глубокого самоанализа. А отправной точкой для них станут три вопроса, ответы на которые, по мнению господина Фрая, помогут найти и занять свое место в индустрии.

                                             «Кто я сейчас?»

При кажущейся простоте вопроса, ответ на него вовсе не ограничивается фразой: «Иван Иванов, пианист». «Посмотрите на себя шире, — говорит Фрай. — Спросите себя, какие у вас есть сильные стороны? Какой репертуар вам близок? Что вы можете исполнить, даже если вас разбудят ночью? Какой образ вы хотите создать на сцене? Где вам нравится выступать? Готовы ли вы выйти за пределы этой комфортной территории?»

                                           «Кем я хочу быть?»

«Можно закрыть глаза, — предлагает Фрай, — и помечтать. Кем вы себя видите в будущем? Солистом Ла Скала? Ректором Гнесинки? Но важно не просто придумать желанную роль, но и «примерить» ее во всех, даже негативных, деталях. Так ли привлекательно закулисье этой должности? Жизнь приглашенного солиста будет связана с постоянными перелетами и событиями, в которых не получится взять паузу. Готовы ли вы к этому? Или лучше найти что-то более спокойное, например, работать в хоре или стать частью постоянной труппы?». Работа в проектах означает нестабильность, менеджерская деятельность предполагает большие риски. И нужно принять, что с такими особенностями придется мириться регулярно. Если после детального анализа вы всё еще не хотите свернуть с пути, можно переходить к третьему вопросу. 

                                            «Что я должен делать?»

Хрестоматийное «нужно много заниматься» — только один кусочек этой большой дорожной карты. Пригодится ли мне знание английского или стоит углубиться в психологию, какой опыт полезно получить и где, какие произведения будут в моем исполнении самыми выигрышными, на каких конкурсах я смогу быть заметным… Какой путь я-сегодняшний должен пройти, чтобы стать тем самым звездным солистом Ла Скала или ректором вуза?

Такая философия Фрая поможет построить карьеру и избежать сомнений и неудачного выбора. Но достаточно ли этого для успеха? 

Жизненный путь самого Фрая говорит о том, что даже самый четко продуманный план может поменяться: Ханс-Йоахим мечтал стать оперным певцом, учился в Гамбургской высшей школе музыки и как вокалист, и как театральный режиссер. Он был уверен, что после ее окончания все сцены мира будут его. Но директор учебного заведения рассмотрел в юноше талант организатора и пригласил на курс «Культурный менеджмент». На программу из 2000 желающих взяли только 20, среди которых был Фрай, — и этот поворот судьбы определил будущее арт-менеджера: в его резюме  — художественное и административное руководство европейскими театрами, создание театральных постановок, организация знаменитых оперных балов. И разве это плохо?

Да, никто не застрахован от внезапных, часто кардинальных изменений. Нужно быть готовым к тому, что результат окажется не тем, который предполагался в начале. А еще не стоит обесценивать и роль удачи: именно она часто помогает познакомиться с нужным человеком или открыть нужную дверь. В такой момент останется только не потеряться и воспользоваться шансом. 

Вывод такой: нужно искать баланс между контролированием своей жизни и волей случая. И каким бы ни был результат, знать, что ты сделал все возможное.

Фото — Анна Бобрик