В РАМ. им Гнесиных продолжилась международная научная конференция «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. Доклады второго дня были посвящены музыкознанию в контексте истории и современности.

В конференц-зале академии прошло заседание IV секции – «Музыка прошедших эпох в зеркале современности». Участники представили доклады, освещающие историю развития инструментов – клавесина, органа, особенности техник композиции, которые использовались как в эпоху барокко и классицизма, так и в наше время.

Георгий Константинович Смирнов – кандидат искусствоведения, специализирующийся в области русской архитектуры XVIII века и архитектуры эпохи барокко в странах Центральной Европы, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, выступил с докладом «Орган в интерьере протестантских церквей Германии XVI-XVIII в». В этой работе орган был рассмотрен не только как функциональное, но и как декоративное сооружение, попадающее под влияние архитектурных стилей. Лектор подчеркнул разницу оформления органов протестантских и католических соборов, выполненных в разных стилях от маньеризма до рококо, сравнив их архитектурное устройство с фасадами домов и доказав, что внешний облик органа подчинялся тем же закономерностям.

Г. К. Смирнов

Кандидатом искусствоведения, доцентом Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Анной Павловной Недоспасовой был представлен доклад на тему «Итальянский клавесин XVI века и его роль в клавирной музыке Ренессанса», выполненный совместно с Александром Павловичем Баюновым – кандидатом химических наук, мастером по изготовлению и ремонту старинных клавишных и струнно-щипковых инструментов. Авторы доклада коснулись как внешнего вида клавишных инструментов XVI века, так и их большой роли в домашнем и профессиональном исполнении музыки той эпохи: наличии для них интабуляций (переложений) и специализированных произведений. Отдельно был отмечен феномен так называемой механизации партитуры – возможность клавесина быть универсальным инструментом, подходящим для исполнения переложений камерных и оркестровых произведений, что в итоге и спровоцировало его высокую популярность. Кроме того, авторы рассказали об основных школах производства клавесинов в Италии – венецианской, неаполитанской, флорентийской и римской, и отличиях их традиций.

А. П. Недоспасова

Ирина Ивановна Сниткова – кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных выступила с докладом «Антон Веберн и традиции Ренессанса». Одна из ключевых идей сообщения – преодоление позднеромантической эстетики Второй венской школы, совершенное Антоном Веберном благодаря обращению к традициям Ренессанса. По словам Ирины Ивановны, музыка Веберна, изначально трактовавшаяся как яркое выражение разрыва с традицией и проявление новаторского радикализма, при более пристальном рассмотрении обнаруживает под собой фундамент более ранних эпох. Веберн на протяжении всей жизни с огромным уважением и интересом относился к нидерландским ренессансным композиторам и, как ни парадоксально, даже использовал полифонические приемы, характерные для мастеров эпохи Возрождения.

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств города Санкт-Петербурга Георгий Викторович Ковалевский представил доклад на тему «Людвиг ван Бетховен vs Александр Кнайфель: эволюция слова и жеста». Выступление было негласно посвящено 250-летию Людвига ван Бетховена. Г. В. Ковалевский сравнил техники композиции разных эпох на основе разговора с Александром Ароновичем Кнайфелем, представив слушателям парадоксальную модель взаимодействия композиторов разных эпох. Схему, которую описывает Ковалевский, можно назвать космогонической: «Не только Бетховен влиял на Шостаковича, но и Шостакович на Бетховена», – цитирует А. А. Кнайфеля докладчик. Автором доклада были найдены параллели между 26-ой сонатой Бетховена и «Алисой в Стране Чудес» Кнайфеля, которые Ковалевский проанализировал с точки зрения феномена скрытого слова. Кроме того, выступающий коснулся термина «симфония», расширив его рамки и выдвинув суждение о том, что «симфония возникла раньше музыки». С его точки зрения в любом фрагменте музыки существует вся музыка, и это и есть «симфония».

Таким образом, второй день конференции позволил слушателям ознакомиться с любопытными историческими фактами, доказывающими связь ушедших эпох с современностью, расширить музыковедческий кругозор и получить дополнительные знания области инструментоведения.


Фото: Дарья Кинякина