Есть в истории личности, чья биография напоминает сюжет кинофильма. Судьба в стиле античной трагедии, запоминающаяся внешность, непокорность социуму и внутренний надлом как нельзя лучше подходят для зрительского наблюдения и сопереживания. Таким был Бетховен. Его жизнь – готовый сценарий для кинопроизведений, которых за 250-летию историю накопилось немало.
Документальных фильмов о Бетховене и его сочинениях бесчисленное множество, а вот игровые картины можно сосчитать по пальцам. Все они появились после 90-х годов и предлагают весьма свободную трактовку личности композитора, который сам отчасти способствовал этому: тайн и недосказанностей вокруг Бетховена было немало. К нынешней юбилейной дате – 16 (17) декабря — предлагаем подборку наиболее ярких и неоднозначных интерпретаций образа композитора в игровом кино.
Фабулой для фильма Бернарда Роуза “Immortal beloved” («Бессмертная возлюбленная»), вышедшего в 1994 году стала мистическая история письма «бессмертной возлюбленной», написанного композитором и найденное после его смерти. В картине в поисках адресата биограф посещает всех дам, которым композитор мог написать такое послание, параллельно вспоминая в беседах с ними непростую жизнь маэстро. Образ Бетховена, при очевидной силе любовной линии фильма, практически лишён романтизма: на экране мы видим композитора, сконцентрированного исключительно на сочинительстве. Отношениям с противоположным полом он должного внимания не уделяет, они протекают как бы сами собой. Его характер — своенравный и непокорный, его движения размашисты, резки, а порой и хаотичны. Сыграть личность такого масштаба, да ещё охватив период с ранней юности до смерти, способен только талантливый актер, каким, безусловно, является исполнитель главной роли Гарри Олдман. Переходя от одного жизненного периода к другому, Бетховен Олдмана трансформируется не столько внешне, сколько внутренне, сбрасывая как чешую ненужные жесты, реакции, постепенно «тяжелея» от бесконечных жизненных испытаний. Ожидаемого итога – смерти – режиссер избегает, оставляя на финал разрешение главной интриги фильма: кто же окажется той самой возлюбленной? Сегодня ответа на этот вопрос биографы Бетховена не дают. Но сложности в науке легко решаются условностью в искусстве. После долгих лет поиска доказательств письмо доходит до адресата – невестки Бетховена. Именно она становится главной обладательницей сердца бунтаря.
Если допущения «Бессмертной возлюбленной» не искажают личность самого композитора, то интерпретация польского режиссера Агнешки Холланд выставляет Бетховена в весьма странном свете. Фильм “Copying Beethoven” («Переписывая Бетховена») 2006 года тоже об отношениях, но на этот раз между мастером и его ученицей Анной Хольц. Героиня – утонченная студентка Венской консерватории, стойко преодолевающая все трудности жизни женщины-композитора. О ней и снят этот фильм. Образ Бетховена используется совсем не «по назначению»: композитор больше похож бесчувственного тирана, создающего препятствия в судьбе самоотверженной девушки. Грубый гений практически не выходит из состояния неконтролируемой ярости, но при этом находится в полной зависимости от Анны – то ли из-за трепетных романтических чувств, спрятанных глубоко внутри, то ли страшась потерять такую талантливую помощницу. Даже его глухота на время отступает перед шепотом Анны. В финальной сцене – на премьерном исполнении Девятой симфонии – отношения зависимости композитора от своей студентки достигают кульминации: Анна, сидя на коленях между оркестрантами, работает суфлёром Бетховена: показывает ему дирижёрскую сетку и следит за темпом произведения. Человеку, знакомому с музыкальным искусством и биографией композитора, сложно принять этот эпизод как метафору или как смысловое завершение киноленты. И дело не в том, что в реальности это технически сложно выполнимо, да и такого в жизни Бетховена попросту не было, как утверждают более надежные источники. Композитор становится второстепенным героем в этой истории, а его громкое имя – приманкой для зрителей. Авторы хотели показать Бетховена страстного, а показали неадекватного, хотели передать тяжесть болезни, а сделали посмешищем с металлической пластиной за шиворотом и торчащим из уха деревянным рожком. Зачем так менять композитора и при этом говорить со зрителями совершенно об ином, остаётся только догадываться.
В фильме “Eroica” («Героическая»), снятом Саймоном Селланом Джонсом в 2003 году, образ композитора отходит на второй план. В центре внимания – социально-исторические процессы в Европе, которые привели к Французской революции. Этот период оказался сложным и для композитора и для европейского общества. В фильме целиком звучит Симфония № 3 в исполнении Революционно-романтического оркестра под управлением сэра Джона Гардинера. На её фоне ведутся разговоры между музыкантами и дирижером, в которых переданы настроения людей того времени. Во время бесед Бетховен открывается с новой стороны. Общительный и открытый, обладающий прекрасными манерами, изящно закладывая руки за спину при ходьбе; он кланяется вельможам, галантен с девушками, муки творчества, кажется, его совсем не беспокоят. Проявления несдержанности редки, но всё же случаются. Теперь любовная драма и трагедия потери слуха играют второстепенную роль и подчинены историческому контексту. В фильме использовали аутентичные костюмы, декорации и музыкальные инструменты, однако «аутентичность» биографических фактов нередко вызывает сомнения. Например, Бетховен, следуя велению режиссера, нарекает свою сонату «Лунной», чего в реальной жизни никогда не было.
Все три фильма показали Бетховена очень разным. Но что лучше – принимать готовый визуальный образ композитора в художественном фильме или самому создавать этот образ на основе документов и научных фактов – каждый зритель решает сам.
Фото с сайта http://Бетховен. Трибьют — Бетховен. 250 — Спецпроекты (euromag.ru)