4 апреля заседаниями секции «Тема, жанр, музыкальный язык» в РАМ имени Гнесиных открылась XVI Международная научная конференция студентов и аспирантов «Исследования молодых музыковедов».

По традиции, сложившейся за 14 лет существования этого научного форума, молодые исследователи затрагивали самые разные вопросы и проблемы. Тематика секции охватила весьма обширную географическую зону (от Англии до Сибири) и значительный временной пласт ― от XVII века до наших дней.

Самый ранний период был представлен в двух сообщениях. Студентка 2 курса магистратуры РАМ имени Гнесиных Валентина Крамер рассказала о столкновении разных представлений о музыкальных жанрах в трактатах музыкальных исследователей XVII века, и о том, как это повлияло на музыкальное мышление композиторов следующей эпохи.

Второй доклад о XVII веке, прозвучавший в самом конце секции, принадлежал студентке 3 курса Саратовской консерватории имени Собинова Яне Отекиной. Ее тема ― «Жанровая трансформация Mad Song в английской музыке» ― сама по себе довольно необычна, и стала основой небольшой дискуссии там же, на месте. «Безумная песня» ― сложный старинный жанр песни, который был забыт в XVIII веке и вернулся на сцену в музыке композиторов ХХ века. Уникальный калейдоскоп музыкальных средств такого типа можно увидеть, например, в песне Перселла «Безумная Бесс», которая стала главной иллюстрацией доклада.

Тему безумия в искусстве затронул в своем выступлении и аспирант Уральской консерватории имени Мусоргского Дмитрий Любимов. Он рассказал о воплощении безумных героинь в музыкальном театре XIX века. Основой доклада стало сравнение сцен безумия Лючии и Жизель: для первой сцена безумия ― мир романтических грез и надежд на счастье, для второй ― крушение всех надежд на счастье.

Весьма специфическую тему выбрал для своего исследования соискатель РАМ имени Гнесиных Михаил Мологин ― «”Новое направление” в русской богослужебной музыке». В докладе Мологин подробно рассказал об активном обсуждении церковными деятелями и исследователями музыки духовных сочинений Рахманинова, Гречанинова, Чеснокова. Главный вопрос дискуссии: можно ли использовать эти произведения в церковных обрядах.

Ряд докладов был посвящен музыке и композиторам эпохи СССР. О специфическом жанре «колхозной оперы» рассказала студентка 3 курса Казанской консерватории имени Жиганова Дая Бекирова. Судьба «колхозной оперы» довольно иронична: на создание таких сочинений существовал государственный заказ, однако многие написанные оперы легли в стол сразу же после одобрительных отзывов государственной комиссии. Тем не менее, попытка искусственного создания нового жанра ― важный исторический опыт, результаты (вернее, безрезультатность) которого позволяют делать выводы о некоторых общих принципах формирования и развития музыкальных жанров.

Студентка 4 курса РАМ имени Гнесиных Ксения Парникова проанализировала ряд жанров еврейской музыки ― народных песен и религиозных песнопений ― и обращение к ним в творчестве Вайнберга. Так, в 6 симфонии Вайнберг использует характерные для еврейской народной музыки лады, характерное ритмическое оформление, делает отсылки к еврейскому театру. Заметно влияние еврейской культуры и на другие его работы.

Предметом внимания аспирантки Новосибирской консерватории имени Глинки Александры Яковлевой стала народная музыка ― напевы андыльщин (народные песни жителей Колымы). Двенадцать песен, зафиксированных советскими этнографами, обладают характерной структурой и ритмикой, и представляют собой необычный и уникальный жанр. Завершил секцию доклад аспирантки Новосибирской консерватории имени Глинки Аси Сушляковой «К изучению вопросов эволюции жанра танго». Она рассказала историю формирования танго и его пути от танца полукриминальных слоев общества до жанра высоких эстетических форм в творчестве Пьяццоллы и Родригеса.