В Театре имени Наталии Сац идёт серия премьерных показов балета-голограммы Кирилла Симонова «Двухсотлетний человек» на музыку Габриэля Прокофьева. Спектакль — третья часть трилогии «Я, робот», в которую входят VR-опера Константина Комольцева по мотивам романа Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам» и компьютерная драма «ОНА» по сценарию Спайка Джонса.

«Двухсотлетний человек» — история о роботе, который мечтал стать человеком, и у него это почти получилось. Именно сейчас, когда ChatGPT обучается быстрее, чем любой студент или школьник, в Театре имени Наталии Сац решили поставить балет о взаимодействии людей с искусственным интеллектом – хотели, наверное, сделать пьесу про будущее, но история вышла про настоящее и даже немного про прошлое.

Художественный руководитель и главный режиссёр Георгий Исаакян написал либретто по мотивам повести Айзека Азимова, созданной в 1976 году. «Едва ли не впервые в мировой литературе эта тема была поднята и осмыслена так глубоко и талантливо. Мы считаем, что настоящий сегодняшний большой академический театр не должен бояться больших и сложных разговоров с публикой, а как раз должен их инициировать», — говорит режиссёр.

Эндрю, робот — Максим Павлов

Робот Эндрю живёт в семье на протяжении двухсот лет. Он — самый преданный и безотказный помощник, и остаётся таковым, как бы люди себя не вели. Он не знает обид, но чувства определённо какие-то имеет: охотно возится с детьми, в одиночестве танцует на кухне ночью, вырезает из дерева симпатичные безделушки. Действие начинается в прошлом веке – смена эпох мастерски показана через костюмы, каждый из которых – настоящее произведение искусства (спасибо художникам-постановщикам — Анне Костриковой и Денису Сазонову). Заканчивается история в далёком будущем, каким его представлял себе Азимов — аж в 2056 году.

Это будущее уже почти наступило, и сюжет, положенный в основу балета, злободневен как никогда.

Андроид-дворецкий давно стал реальностью — есть множество компаний, создающих сервисных роботов. В человека их превращать, конечно, еще не пробовали, но вот искусственный интеллект уже всерьез пугает такой перспективой не только тёмных людей с чересчур пылким воображением. Илон Маск вместе с компанией Neuralink объявил набор добровольцев, которые позволят вживить малоинвазивные чипы в себе мозг, и эти устройства уже помогают восстановиться людям с неврологическими заболеваниями. Да и выдуманные Азимовым забастовки профсоюзов, требующих, чтобы роботы не занимали рабочие места людей, вполне вписываются в новостную повестку. Чем не противостояние актёров Голливуда и нейросети, способной генерировать их голоса и изображение?

Музыку к балету написал британский композитор Габриэль Прокофьев (р.1975) — внук Сергея Сергеевича, имеющий не только одну профессию со знаменитым дедом, но и отдалённое портретное сходство.

Диджей и создатель электронной музыки Габриэль академическим композитором становиться долго не хотел — как говорится, догадайтесь, почему. В детстве играл валторне, трубе, фортепиано, пел, писал песни. Окончил факультеты композиции в Бирмингемском и Йоркском университетах. Сейчас Прокофьев пишет музыку, в том числе, и академическую, конечно, продолжая экспериментировать. На его счету девять концертов, один из которых — для диджейских вертушек с оркестром, даже был исполнен под управлением Владимира Юровского на фестивале BBC Proms; пять симфонических увертюр, около пятнадцати камерных сочинений, несколько балетов и мини опера. В 2004 году Габриэль создал лейбл Nonclassical, который специализируется на записи академической музыки, представляя её в нетрадиционном виде. Кроме того, композитор организует концерты классической и авангардной музыки в клубах Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Берлина и других крупных городов США и Европы.

Музыка Прокофьева в балете далеко не печальна, разве что иногда, когда в «повести» и правда есть грустные моменты. В целом, музыкальное сопровождение уместно, актуально, выдержано. Где ещё место хорошей «электронщине», если не в истории про робота? Любовная тема у скрипки пронзительна и чиста, и главное, музыка отлично подходит именно для детского балета, разделённого на четко очерченные драматургически сцены. Всё это создаёт впечатление красивого и правильно работающего механизма, в который мастер вложил всю душу, а мы, зрители, наблюдаем за тем, как перед нами разворачивается это волшебство. 

В постановку футуристической трилогии «волшебные» достижения современной науки внедрили и в прямом смысле. В первой и второй части использовали технологии добавленной (AR) и виртуальной (VR) реальности, а в третью аккуратно включили динамические голограммы. (Один из самых пронзительных моментов балета — состарившиеся главные герои смотрят на свой голографический танец из прошлого и повторяют изящные па, пытаясь угнаться за собой юными). 

правнучка Маленькой Мисс — Варвара Серова

Однако все эти модные новшества воспринимать действие не мешают, и вообще упор сделан не на технологии, а на великолепно поставленные танцы, на четкую драматургию и на… размышления о том, как нам быть со всем этим прогрессом. О сложных этических аспектах взаимодействия человека и машины идёт речь в интервью с «гостьей» из будущего — женщиной-учёным, помещенной в некое фантастическое пространство, напоминающее минималистичный японский сад. Видимо, она вещает из того самого 2056 года, который для Азимова был недостижимо далёк, а для детей и подростков, сидевших в зале, скорее всего, станет очередным годом жизни. 

Когда женщина исчезает, на экране загорается справка: знаменитые три закона роботехники, сформулированные Азимовым. 

«Три закона роботехники:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам»

Это всё хорошо, но что же сам человек? Может ли он мучить робота, обращаться с ним как с вещью — и до каких, собственно, пор он этой вещью-то является? Как приручив машину, остаться при этом человеком? 

Впрочем, в самих этих вопросах есть нечто казуистическое. Ведь наделить робота человеческими качествами — человеческая же прихоть. Желание вдохнуть жизнь в своё создание, почувствовать себя демиургом — обратная сторона желания над этой же жизнью своего создания безраздельно властвовать, мучая и принуждая.  

Давайте подумаем, кто такой вообще этот «робот»? Само слово, как известно, придумал чешский писатель-фантаст Карел Чапек. Со словацкого «робота» переводится как «подневольный труд». И вот тут оно довольно забавно «бьётся» с названием повести Азимова «Двухсотлетний человек» — ведь раньше в России «человеком» называли прислугу. 

YouTube player

Тут круг и замыкается — двухсотлетний слуга желает изгнать из себя раба. И по завету Чехова «…в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…»

В конце балета Эндрю-робот умирает, после чего суд удовлетворяет его — «старейший в истории человечества» — иск о присвоении прав, положенных только людям. 

Любопытно, что робот становится человеком, именно умирая. Эта идея, введённая Георгием Исаакяном в сюжет, напоминает знаменитый момент из фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Репликант — человекоподобный робот, которого играет Рутгер Хауэр, за несколько секунд до завершения своей программы говорит о том, какие чудеса вселенной он увидел в течение жизни. 

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот Тангейзера. Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде. Пришло время умирать». 

YouTube player

В балете семья собирается у постели умирающего робота, полностью повторяя мизансцену во время смерти отца семейства, Хозяина Эндрю. Он, робот, — теперь его подобие. 

Отпустив обмякшую руку Эндрю, все смотрят наверх — куда, словно белый голубь из рук Рутгера Хауэра, улетает его вновь обретённая душа.

Спектакль проходил в рамках Восьмого фестиваля «Видеть музыку», организованного при содействии Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.

Фото: Елена Лапина