22 ноября стартовал камерный фестиваль современной музыки Союза композиторов «Пять вечеров». Российский композитор, профессор, заведующий кафедры композиции в МПИ им. Ипполитова-Иванова, Ефрем Подгайц рассказал Марии Демченко о своем участии в этом ежегодном проекте, об исполняемых сочинениях и отношении к коллегам по цеху.
Ефрем Иосифович, вы участвуете в «Пяти вечерах», что для вас важно в фестивале?
Главное и важное, что во всех случаях участия в фестивале «Пять вечеров» — это были премьерные исполнения сочинений. Мы всегда ждем, что будет что-то не просто новое, а удачно новое. К сожалению часто бывает то, что только появилось, не всегда интересно. Нужно хорошо понимать, что музыку писать очень сложно, и ждать появления шедевров на каждом концерте было бы не очень верно.
Какие эмоции у вас вызывают «Пять вечеров»?
Я радуюсь за своих коллег! И хочу отметить хорошую организацию «Пяти вечеров» — работа на высоком уровне: буклеты, прямая трансляция. Приятно, что заранее обращаются к авторам. На мой взгляд, чем больше будет играться новой музыки в Москве, тем лучше, потому что десятилетиями, столетиями звучит одно и то же.
В четвертом фестивале (2022) вы представляли Сонату для домры и фортепиано, во втором (2019) прозвучало произведение для хора «Сквозь облако», и вновь слушатели услышат хоровое произведение — триптих на слова Нади Делаланд «Смеющихся сохрани…», почему произведение для хора вы предлагаете дважды?
Произведение предлагали Союзу композиторов мои исполнители. Я в этом выборе вообще не участвовал, но думаю, что оно хорошо подходит фестивалю. Триптих наполнен большим, вполне духовным смыслом, но текст не относится к каноническим. Сочинение написано на стихотворения Нади Делаланд. В тексте первого — «Смеющихся сохрани» — идёт большой перечень, кого «сохранить»: смеющихся, грузчиков, детей и так далее, то есть вообще всех людей.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о структуре и драматургии сочинения
В сочинении три части, основанных на разных стихотворениях. Мне очень понравилась первая строчка первого стихотворения, и решил это вынести в заголовок. Я люблю, когда текст даёт возможность ожидать, услышать и широко трактовать музыкальное содержание. А в названии одной из частей «Тело, состоящее из стрекоз» я слышу тонкую поэзию — это духовное отношение к человеку, его телу.
Сочинения каких композиторов Вы хотели бы услышать?
Я отношусь к тем композиторам, которым интересно то, что делают другие. Своим студентам всегда говорю, как меня учил в Московской консерватории Николай Николаевич Сидельников: «Современный композитор должен быть универсалом, уметь всё», а я всегда добавляю — «и знать всё». Значит, можно писать музыку разную, но нельзя идти одной дорогой, ничего не слышать и не знать. Я иду другим путём — мне интересно, значит не всё потеряно.
Ждать ли Вашего участия в следующих «Пяти вечерах»?
Я буду очень рад! Надеюсь, что-то напишу, кто-то сыграет и кому-то это будет интересно.