Вот и состоялся второй проект, приуроченный к конкурсу-шоу «ИмпроКлассик». Позади мастер-класс известного джазового пианиста и композитора Валерия Гроховского.
Парная импровизация— дело сложное, особенно, если речь идёт об игре с незнакомым музыкантом, о стиле и вкусах которого ты не имеешь ни малейшего представления. Но творить и музицировать хочется. Желательно при этом чувствовать себя максимально комфортно и ничего не бояться, ведь всё лучшее рождается совершенно спонтанно.
Для того, чтобы попрактиковаться и быть готовым вступить в борьбу за первенство (в конкурсе «ИмпроКлассик» задание на парную игру есть), организаторы подарили будущим конкурсантам и всем желающим прекрасную возможность поджемить под руководством наставника Валерия Александровича Гроховского – человека, знающего об импровизации в стилях абсолютно всё. На протяжении многих лет талантливый исполнитель и интерпретатор, педагог и «музыкальный философ», живёт на два континента. Возможность пообщаться, проявить себя и получить дельный совет,— большая удача для молодого исполнителя.
О том, как именно пройдёт встреча, до конца не знал никто: дело мы имеем не с джазом (было бы все слишком просто), а с музыкой академической. Приемлет ли она мгновенные творческие решения? Вполне. Для тех, кто не видел выступления конкурсантов в прошлом году, интрига осталась лишь интригой и превзошла все ожидания, ведь получилось всё просто замечательно.
В зале собралось немало инструменталистов-энтузиастов, на сцену «вынесли» всё, что только смогли: кларнет, трубу и даже моринхур (монгольский смычковый инструмент удивительного звучания). За полтора часа сплочённой игры, на сцене «родились» и воздушный саундтрек к фильму, и импровизации в стиле романтиков, и довольно жёсткий пугающий авангард, пусть и не блестяще сыгранный. Как только что-то шло не так, Валерий Александрович «выкидывал» одного из музыкантов и садился за рояль сам: именно в эти моменты звучание максимально приближалось к эталонному, мы просто не могли поверить в то, что на пюпитрах не стоят ноты.
Так в чём же был секрет успеха? Или же причина неудачи? Ответ оказался довольно простым: в том, насколько хорошо ты слышишь своего партнера, уважаешь его вкусы и, возможно, даже готов чем-то пожертвовать ради хорошего результата. Звучит слишком очевидно? Оказывается, что этот навык надо оттачивать и оттачивать, чем участники и занимались на протяжении всего воркшопа. Вот что говорит сам Гроховский о проблемах исполнителей:
«Самое ужасное – что современные музыканты не всегда слышат друг друга. Категорически нельзя пренебрегать мнением тех, с кем ты играешь. Импровизация — это очень демократичный процесс, и он просто не сможет существовать, если вы не будете слушать другого человека».
Для того, чтобы раскрепостить участников, Гроховский прибегал и к шуткам, и к иронии, и к сократической беседе вперемежку с интересными заданиями. Музыканты должны были рассказать друг другу «свою историю» без помощи слов, поиграть в разных темпах и с разным характером, «побеседовать» за инструментом.
Гроховский дал музыкантам немало советов по тому, как же все таки сделать коллективную импровизацию удачной. Вот лишь некоторые из них:
«Слушайте записи А.Тэйтума разных годов, если вы вдруг этого еще не сделали. Желательно, сначала сольное исполнение, затем — с другими музыкантами. Мне кажется, что в дуэтах Тэйтум немного не в балансе»
«Допустим, вы нашли единомышленника, знайте,- с ним вы должны быть очень аккуратны и бережны. Даже если ваши мнения расходятся, вы всегда должны приходить к консенсусу, главное — уметь договориться с самим собой, это очень важный навык»
«Если другой музыкант почувствует красоту вашей идеи, он обязательно начнет её развивать. Но возможно это только в том случае, если во время игры царит идеальное взаимопонимание. В семейной жизни это — умение предоставить своему партнеру пространство для его личных идей, креатива, не нарушать границы этого пространства».