Топ-7 выставок, которые точно стоит посетить этим летом

«Журнал красивой жизни»

Музей русского импрессионизма

Выставка рассказывает о первом отечественном глянце «Столица и усадьба» (1913-1917), который был адресован аристократической и светской публике. В экспозиции представлены произведения, опубликованные или описанные на страницах журнала: это живописные и графические работы Исаака Бродского, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Льва Бакста, Станислава Жуковского, Сергея Виноградова, Валентина Серова, Николая Фешина, Александра Маковского и многих других. Они позволяют посмотреть на русское искусство сквозь призму вкусов и предпочтений элиты начала прошлого столетия. В оформлении выставки используются фрагменты статей, заголовки, архивные фото и рекламные объявления из журнала. Всего демонстрируется около 100 произведений из 44 государственных и 14 частных российских собраний. Проект продолжается на 3 этаже музея: здесь показываются работы художников уже XXI века, которые рассуждают о dolce vita наших дней.


Выставка работает до 6 октября

«Ars Sacra nova. От мифа к символу…»

Дом русского зарубежья

Проект повествует о том, как русские художники конца XIX — начала XX века вдохновлялись древнерусским искусством и религией. Религиозные традиции ярко проявили себя в это время в стилях модерн, символизм и даже футуризм в работах Аполлинария Васнецова, Дмитрия Стеллецкого, Николая Рериха. Отдельную часть выставки занимает историческая живопись Михаила Нестерова и Клавдия Лебедева. Есть и небольшой зал, посвященный произведениям художников объединения «Маковец» — тут представлены творения Василия Чекрыгина, Льва Жегина и Раисы Флоренской. Демонстрируются и картины «русских космистов» — Петра Фатеева и Бориса Смирнова-Русецкого, которые вдохновлялись идеями Николая Рериха. 

Экспозиция соединила в себе 75 произведений искусства из частных коллекций.

Проект открыт до 15 сентября

«Античность. Система координат»

Медиацентр Зарядье

На выставке представлено 120 работ из собрания музея-заповедника «Архангельское» — это живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков. Проект знакомит публику с основными античными сюжетами, которые были воплощены в произведениях европейского искусства, созданных в стиле барокко, классицизма и романтизма — коллекцией князя Николая Борисовича Юсупова. Экспозиция прослеживает эволюцию основных понятий античности в русской культуре — от начала до современности. С историческими работами соседствуют произведения современных художников Алексея Морозова и Антона Чумака, а отрывки из сочинений русской литературы и исследований помогают сориентироваться в системе координат и расшифровать заложенные в нее идеи.

Выставка работает до 4 августа

«Гениальный дилетант»

Музей музыки

Выставка приурочена к 220-летию композитора Михаила Глинки. В экспозиции можно увидеть театральные костюмы, живопись, гравюры и литографии, музыкальные инструменты и макеты декораций. Демонстрируются редкие эскизы Константина Коровина, Ивана Билибина, Виктора Васнецова и Александра Головина, Алексея Саврасова. Специально для этой экспозиции были отреставрированы мемориальные музейные предметы — личные вещи и рукописи Глинки, а также графическая работа 1881 года, на которой запечатлены исполнители ролей из оперы «Жизнь за царя» в окружении декораций. 

Проект открыт до 6 октября

«Москва — Ереван — Москва»

Инженерный корпус Третьяковской галереи

Выставка представляет около 60 эксклюзивных картин — подлинных шедевров, привезенных в Москву из Армении. Все они являются частью коллекции Музея русского искусства в Ереване, основу которого составляет собрание «армянского Третьякова», знаменитого врача — профессора Арама Абрамяна. В течение всей жизни он собирал русскую живопись конца XIX — середины XX столетия. Это уникальные работы Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Александра Бенуа, Николая Рериха, Кузьмы Петрова-Водкина, Наталии Гончаровой, Роберта Фалька, Петра Кузнецова и других. Абрамян никогда не экспонировал в Москве свою коллекцию как единое целое, и она очень мало знакома российской публике. Третьяковская галерея впервые показывает ее часть — и это невероятная возможность увидеть шедевры русских мастеров.

Выставка работает до 11 августа

«Память о счастье. Семейная тема в собрании музея В. А. Тропинина и частных коллекциях»

Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Проект раскрывает тему семейного и детского портрета — одну из самых эмоциональных в русской живописи конца XVIII — первой половины XIX веков.Здесь представлено около 120 работ авторства Василия Тропинина, Александра Брюллова, Петра Соколова, Владимира Гау, Тимофея Неффа и других художников из фондов Музея В. А. Тропинина и частных собраний коллекционеров Сергея и Татьяны Подстаницких, Татьяны Удрас. В пространстве экспозиции можно увидеть крупноформатные полотна, камерные акварельные портреты и миниатюры с изображениями членов императорской семьи, русской аристократии и купеческого сословия.

Проект открыт до 22 декабря

«Искусство возвышает душу…» К 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой»

Дом русского зарубежья

Проект возвращает широкой публике имя одной из самых поэтичных и загадочных фигур русской культуры — художницы и литератора Марии Башкирцевой. Рожденная под Полтавой, с 12 лет она жила во Франции, где обучалась в Академии Родольфо Жюлиана и выставляла свои полотна на Салоне. Ее работы экспонировались в Лувре, а с течением времени рассеялись по различным мировым коллекциям. В России произведения Башкирцевой чрезвычайно редки и практически не покидают музейных собраний. Творческий путь художницы был очень недолгим, она скончалась от туберкулеза на двадцать шестом году жизни. Но успела оставить яркий след в мировом искусстве — она не только создала около 150 картин, но и была талантливым литератором. Ее «Дневник», опубликованный после кончины девушки, в котором она рассказывает о событиях своей жизни и самых сокровенных движениях души, стал настоящим бестселлером во Франции и России конца XIX — начала XX века. Им зачитывались и восхищались такие люди, как Марина Цветаева, Велимир Хлебников, Валерий Брюсов. 

Выставка в Доме русского зарубежья показывает три подлинные картины Башкирцевой, среди которых «Молодая женщина, читающая «К вопросу о разводе» А. Дюма» — с ней художница дебютировала на Салоне 1880 года и получила первое общественное признание. Также публика может увидеть эксклюзивные графические работы, созданные портретисткой в период обучения в парижской Академии живописи Родольфо Жюлиана. Здесь же представлены уникальные личные вещи Башкирцевой.

Выставка работает до 29 сентября