Редакция «Без фальши» предлагает топ-7 выставок, которые обязательно стоит посетить в ближайшее время.

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Выставка-открытие рассказывает о том, что не только в Голландии процветал жанр натюрморта — в Италии были свои герои, правда жанр местного натюрморта до сих пор был мало изучен. Многие работы неправильно атрибутировались или не были атрибутированы вообще. Поэтому в экспозиции показано около 70 раритетов из запасников ведущих музеев России, которые куратор выставки, доктор искусствоведения Виктория Маркова открыла самостоятельно и вывела в свет первой. Здесь можно увидеть картины неаполитанца Джузеппе Рекко, работ которого, как считалось нет, в России — именно Виктория Эммануиловна установила, что два натюрморта из наших собраний принадлежат его кисти. 

Также посетители узнают, что в Италии существовали художественные центры, каждый из которых специализировался на какой-либо одной области. Например, в Неаполе писали цветочные натюрморты и «рыбные уловы», в Бергамо — музыкальные инструменты, а в Риме — декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков. 

Выставка работает до 26 мая

«От элегии до хоррора: эпоха романтизма в России»

Дом И. С. Остроухова в Трубниках

В русской литературе романтизм ознаменовался появлением новых тем, мотивов, жанров, образов, преодолевавших узкие рамки классицизма. Русские представители этого направления по-новому взглянули на человека, его взаимоотношения с природой и историей. Образы романтизма в проекте Дома Остроухова воплощены визуально, каждый его раздел — отдельное пространство, выраженное, прежде всего, визуально. Осмотр начинается с «кабинета романтика», где собраны различные характерные для романтизма атрибуты. Далее посетитель путешествует сквозь анфиладу художественных образов («дом с призраками», «дикий лес», «сад», «руины»), отсылающих к разным жанрам, текстам и особенностям романтизма. 

Выставка объединяет фигуры крупнейших писателей своей эпохи: А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского, Н. Гоголя, К. Батюшкова, П. Ершова, А. Погорельского. Представлены редкие книги, живописные и графические работы, предметы мебели и интерьера из собрания Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Государственного музея А. Пушкина, ГМИИ им. А. Пушкина, музея-заповедника «Останкино и Кусково», Палентологического музея.

Особое внимание привлекают уникальные живописные работы поэта Константина Батюшкова, которые тот создавал, находясь в состоянии помешательства, иллюстрации Константина Сомова и Ники Гольц к повести Гоголя «Портрет», литографии по рисункам поэта Василия Жуковского.

Рекомендуется посещение выставки с экскурсией

Экспозиция открыта до 9 июня

«Николай Ульянов. Искусство без манифеста»

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Эксклюзивная выставка показывает работы выдающегося художника, ученика Валентина Серова — Николая Павловича Ульянова. Этот мастер прошел сквозь несколько эпох, но его творчество было успешно и находило поддержку, как и в начале XX века, так и в советское время — живописец даже был удостоен Сталинской премии и получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Однако в настоящее время его имя незаслуженно забыто, а картины экспонируются очень редко и пребывают в запасниках. Задача проекта — представить творческий путь художника, показать масштаб дарования и его роль в русском искусстве.

Творчество Ульянова впитало в себя влияния импрессионизма, стилей модерн, ар-деко, кубизма и неоклассицизма. На выставке посетители смогут проследить всю творческую хронологию живописца и осознать многосторонность его дара. Ранние работы, в которых чувствуется влияние Коровина и Серова, пейзажи с купальщицами из серии «Античное», символистские портреты К. Бальмонта, В. Иванова, затем — футуристические «Качели», «Парижская витрина», «Кафе», «Автопортрет с парикмахером», графические и масляные пейзажи Италии, Самарканда, портрет К. Станиславского, портреты А. Пушкина, которого Ульянов боготворил всю жизнь. И в заключении — эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам В. Мейерхольда и К. Станиславского, в том числе к оперетте «Орфей в Аду» Ж. Оффенбаха и опере «Кармен» Ж. Бизе. 

Выставка буквально открывает Николая Ульянова заново.

Экспонируются произведения из коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А. Пушкина, Театрального музея им. А. Бахрушина, Елецкого краеведческого музея и частных собраний.

Выставка работает до 21 июля

Межмузейный выставочный проект «Пушкин. 225»

Государственный музей А. С. Пушкина

В самом названии выставки отражена основная ее задача: показать многообразие восприятия Пушкина — человека, творца, автора, героя литературных, театральных, живописных произведений. 

Цифра 225 не только обозначает юбилей поэта, но и определяет временные границы проекта: показывается жизнь и творчество Пушкина на протяжении более, чем двух столетий, от 1799 до наших дней. Выставка занимает все пространство музея: залы постоянной экспозиции и выставочные залы. Проект разделен на несколько самостоятельных частей: «Поэт и его эпоха. Реликвии», «Поэма «Руслан и Людмила». Читаем и играем», «Легенды и мифы», «Поэт в зеркале эпох». На выставке показано 1730 экспонатов из 44 музеев России.

Выставка работает до 30 июня

«Пространство. Воздух. Свет. Пейзаж из собрания Музея В. А. Тропинина»

Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Проект посвящен развитию жанра пейзажа в отечественном искусстве. На примере более пятидесяти работ из собрания музея кураторы предлагают зрителю исследовать этапы становления русской школы этого жанра.

В состав выставки вошли масштабные видовые полотна, лирические пленэрные зарисовки, идиллические пейзажи, а также образы природы, запечатленные в книжной иллюстрации, гравюрах, на предметах декоративного искусства.

Хронологически экспозиция охватывает период с первой четверти XIX до начала XX века, что позволяет проследить путь развития отечественной пейзажной живописи. Представлены произведения авторства И. Шишкина, И. Левитана, И. Айвазовского, В. Пукирева, А.Боголюбова, И. Похитонова, Н. Гончаровой. 

Проект открыт до 26 мая 

«Возвращение имен: Мастера живописи и графики русского зарубежья первой половины XX века»

Дом русского зарубежья, 4 этаж

Многие художники, родившиеся и получившие образование в России, оказались в эмиграции. На выставке можно побродить по миру, увиденному глазами русских и прикоснуться к неординарным судьбам живописцев, которые начинались в Москве, Новочеркасске или Казани, а заканчивались в различных непредсказуемых местах — Анкаре или древней бразильской столице Нитерой. Всего представлено более 100 произведений живописи, графики и прикладного искусства, созданных более 30 художниками. Среди них — Вадим Фалилеев, Николай Гущин, Елизавета Шуматова, Борис Зворыкин, Федор Рожанковский, Мстислав Щировский и многие другие.

Выставка работает до 19 мая

«Бич сатиры. Сатира в изобразительном искусстве России XIX века».

Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

На выставке показаны сатирические работы авторов XIX века — можно увидеть живопись, графику, произведения декоративно-прикладного искусства (всего 41 экспонат). Посетители могут проследить за эволюцией жанра сатиры в живописном искусстве: от лубочных картинок А. Венецианова и И. Теребенева, посвященных Отечественной войне 1812 года, до бытовых картин Павла Федотова, Карла Шульца. Особенно интересна серия рисунков Рудольфа Жуковского, посвященных нраву людей различных слоев общества. Эти рисунки тиражировались и публиковались в составе популярных альманахов. 

Экспозиция открыта до 26 мая