В День Победы театр «Кремлевский балет» показал балет на музыку Михаила Глинки в транскрипции Вячеслава Агафонникова «Руслан и Людмила». Спектакль с 30-летней историей стал первым, который труппа исполнила после ухода из жизни основателя театра Андрея Петрова. Также в этот вечер состоялись два важных дебюта: в партии Людмилы впервые выступила Алина Каичева, а Злата Дорофеева исполнила партию Гориславы.
Главное детище Андрея Борисовича Петрова — театр, которому он посвятил последние 33 года своей жизни, стал одним из ведущих балетных коллективов России. Его базовый репертуар — классические постановки: Петров всегда говорил, что именно сохранение традиций отечественной школы является одним из ведущих принципов «Кремлевского балета». Но репертуар труппы ограничивается не только «Лебединым озером», «Спящей красавицей», «Баядеркой» и другими классическими постановками. Авторские спектакли Андрея Петрова «Щелкунчик», «Фигаро», «Тысяча и одна ночь», «Аленький цветочек», «Волшебная флейта» , «Продавец игрушек» также имеют успех. А в новом сезоне театр представит две премьеры: балет «Клеопатра» на музыку Владимира Качесова и «Война и мир» Вячеслава Овчинникова.
«Руслан и Людмила» — один из самых первых балетов Андрея Петрова, поставленных в его труппе. Вдохновляясь пушкинской поэмой и одноименной оперой Михаила Глинки, балетмейстер создал полноценную и самодостаточную постановку, в которой на первом месте именно танец, пантомимы здесь очень мало. Налицо влияние гран-балетов Петипа — именно под его влиянием создана картина «Во дворце Наины». Нашлось место и гротесково-комическим эпизодам и героям, столь близкое литературному первоисточнику — этот мотив выражен, прежде всего, в обрисовке трусливого и глупого Фарлафа, в насмешливо-пикантной хореографии марша Черномора.
Роскошно оформление и костюмы, созданные Мариной Соколовой. Зрителю предложено погрузиться в эстетику императорского театра ХIX века — со всеми его превращениями, полетами и чудесами. А их здесь действительно немало: мгновенная трансформация Черномора в Руслана, их полет над восточным городом, преображение Наины из уродливой старухи в восточную красавицу и еще многое другое. Все эти элементы придают спектаклю формат феерии, уничтоженной жестоким и суровым ХХ столетием. Каждая картина вызывает искреннее восхищение своей изысканностью, многокрасочностью — кажется, со времен сценографии, выполненной Александром Головиным и Константином Коровиным ничего подобного в других интерпретациях «Руслана и Людмилы» не наблюдалось.
Алина Каичева, впервые вышедшая в партии Людмилы, была крайне органична в этой роли. Ее героиня — истинная русская красавица, которая нежна и ласкова с любимым, но в опасной ситуации может и постоять за себя. Хореографические каверзы, сочиненные балетмейстером, артистка преодолевала шутя и с улыбкой на лице. Именно яркий национальный характер своего персонажа Алина взяла за основу — и не прогадала. Внутренняя теплота и свет, который от нее исходили, дарили радость и всему ее окружению, и публике.
Партия Гориславы не такая крупная по своему масштабу, но Злате Дорофеевой удалось показать свой талант и в такой роли. Основная ее характеристика выражена в двух больших медленно-томных дуэтах с Ратмиром. Прихотливая восточная пластика и томный характер хазарской княжны были переданы артисткой с полной отдачей и погружением в контекст.
Исключительно хороша Анастасия Тетерина — Наина : хореограф построил эту роль на контрастах: скрюченная старуха противопоставлена властной молодой красавице. Обе грани волшебницы балерина продемонстрировала с истинным блеском. Коварная соблазнительница не оставляла ни единого шанса Ратмиру, если бы не вовремя подоспевший Финн с Русланом.
Фото: Екатерина Лола, Андрей Степанов