В музее Марины Цветаевой состоялся авторский концерт члена Союза композиторов России, ассистента-стажера РАМ имени Гнесиных Ирины Латышевой. О взаимодействии с исполнителями, вдохновении, влиянии фольклора и сложностях организации творческого вечера с молодым композитором побеседовала Мария Гордиевская. 

Если обратиться к твоей биографии на сайте Союза композиторов России, можно прочитать, что ты начала заниматься музыкой в театральном колледже. Как так получилось?

Был такой — и есть сейчас — театральный колледж имени Леонида Филатова, в котором готовят будущих актеров. При нём есть начальная школа, где я училась со второго класса. У меня были уроки сольфеджио, общего фортепиано, саксофона, но главный акцент, конечно, на театр. А как раз актёрское мастерство давалось мне хуже, и я решила продолжить обучение в музыкальной школе. Потом поступила на теоретическое отделение в Гнесинский колледж, но теория мне казалась суховатой — это как-то отбивало желание заниматься музыкой, хотелось просто творить. Поэтому через год я приняла решение поступать в Академию на композиторское. 

Твои родители музыканты? Откуда взялся такой интерес к музыке?

Мой папа как раз и работал в этом театральном колледже, он художник и хотел, чтобы я пошла по его стопам. И я даже что-то рисовала: всё как положено, гипсовые головы карандашом и пейзажи масляными красками. Но музыка больше привлекала меня. 

В какой момент ты решила, что будешь композитором? Это было какое-то озарение?

Еще в музыкальной школе, когда я училась играть на фортепиано, начала сочинять какие-то пьески и поняла, что хочу быть композитором. Это и правда какое-то озарение, оно приходит случайно.

Что самое ценное дала тебе учеба в Академии?

Самое главное, что мы нашлись с моими однокурсниками. Это мои добрые друзья, замечательные композиторы Александр Тришкин, Дарья Озёрина, Карина Арсамикова и Святослав Оводов. Так получилось, что они были очень хорошо подготовлены, а я — без базы училища. И они мне очень помогали и поддерживали. Именно это дружеское творческое общение очень мотивировало что-то изучать, сочинять. Мы обменивались музыкой, собирались даже во внеучебное время в академии, показывали друг другу свои наброски. У нас даже был вокальный квартет — мы пели старинные мадригалы.

И, конечно, нельзя не сказать про наши кафедральные концерты, в которых студенты могут участвовать со своими программами. До поступления в Академию мне не приходилось взаимодействовать с музыкантами-инструменталистами, а это очень важно для композитора – общаться с теми, кто будет играть твою музыку. Такой обмен опытом очень оживляет творческую жизнь. 

«Для композитора очень важно найти своих единомышленников»

Ты советуешься с исполнителями в процессе создания сочинения? 

Я очень ценю, когда они как-то участвуют в создании произведения. Например, в своей Сонате для виолончели я предлагала исполнителю самому придумать каденцию после кульминации. Я люблю такое сотворчество, это вдохновляет писать дальше. 

Пишешь ли ты для конкретных исполнителей? 

Да, довольно часто. Сейчас у меня образовался дуэт с певицей Екатериной Ковалевской. Мы с ней уже больше двух лет экспериментируем, выступаем, учим новые программы, не только из моей музыки – иногда я аккомпанирую ей и ее ученикам. Новые вокальные сочинения я пишу именно для нее — мне очень нравятся ее тембр и артистизм. Для композитора очень важно найти своих единомышленников. И самое ценное, когда вас с исполнителем связывает уже не только работа, но и дружба.

«Старшие коллеги описывали мой стиль как “ванильная музыка”»

Как ты сама определяешь свой стиль композиции?

Он эволюционирует с течением времени. Когда я поступила в Академию, мои пьесы звучали ближе к прокофьевскому стилю, о чем мне говорил мой профессор Чернов Геннадий Владимирович. Но потом меня захватила музыка Чайковского и других романтиков, и тогда старшие коллеги описывали мой стиль как «ванильная музыка», «сахарный сиропчик» – всё очень по-детски, наивно. Сейчас мне очень близка эстетика джаза, нравится латино-американская музыка. Сложно описать собственный стиль – это уже задача, наверное, музыковедов будущего. 

«4’33» Кейджа — это музыка? 

Я считаю, что нет. Это скандальный жест или попытка привлечь к себе внимание. Для меня музыка, прежде всего, должна быть музыкальной, должна приносить удовольствие слушателю и исполнителю. А эта музыкальность часто утрачивается в погоне за какими-то современными решениями, идеями. Многие композиторы сейчас пишут ультра-авангардно, из музыки исчезают красота, мелодия, гармония. Это не мой путь. 

Я недавно узнала, что мы живем уже не в мире постмодерна, а в новом, наступившем метамодерне. И мне кажется, в этом мире моей музыке точно будет место. Для меня смысл этого понятия в том, что уже не существует главенствующего стиля — каждый композитор может творить по-своему, в любом направлении, может писать музыку как в эпоху Барокко, и не быть устаревшим. 

Есть у Чайковского такое высказывание: «Вдохновение — гостья, которая не любит посвящать ленивых». Согласна ли ты с ним? 

Раз уж мы заговорили о Чайковском: он мой любимый композитор и творческий ориентир, пример того, каким должен быть творец и какой должна быть музыка – такая, которая трогает слушателя, которая нужна людям, которую не забывают. Для меня он образец гения, наряду с Моцартом. Я знаю творческий подход Чайковского, и меня очень удивляет, что он писал 25 тактов новой музыки каждый день. Я даже пробовала делать целенаправленно как он, но меня надолго не хватало. Исходя из того, сколько музыки он написал за свою жизнь, я понимаю, что его метод правильный. Но у меня пока так не выходит. Есть периоды, когда я ничего не пишу – просто отдыхаю, слушаю и играю музыку других композиторов. А бывает, что новая идея захватывает, и все дела откладываются на потом. 

Ещё есть такая идея, философская, может быть, что музыкальные идеи сами приходят композитору. Моцарт говорил, что он уже все слышит в голове, нужно только записать. Так что, возможно, действительно стоит поймать какое-то особое состояние. Творческий процесс — загадочная вещь. 

Чьи стихи вдохновляют тебя на создание вокальных произведений?

Мне очень нравятся поэты 19 века: Фет и Тютчев. Они хорошие лирики и, что важно, неизбитые — у них есть стихи, на которые еще не написали музыку Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский. Люблю и поэзию Лермонтова — у меня есть вокальная поэма «Мцыри»

Я ищу и новые стихи, более современные. Недавно написала три романса на стихи Елизаветы Федоровой — девушки-скрипачки, одной из исполнительниц в моем концерте. 

Иногда я подыскиваю стихотворения под конкретную идею. И даже лучше, если они будут написаны разными авторами, на разных языках, в разные эпохи. Такая интертекстуальность мне очень близка. Вот, например, у меня есть задумка написать цикл песен про май — это моя ближайшая идея для воплощения.

В твоей музыке очевидно влияние фольклора. Почему он важен для тебя?

Для меня, как для русского человека, очень важна национальная составляющая в творчестве. Что интересно, мой профессор всегда сравнивает мою симфоническую музыку с кучкистской. Мне очень близка наша народная музыка – я люблю звучание балалайки и сама очень хочу научиться играть на этом инструменте. После первого курса мы ездили с фольклорной экспедицией в Белгород, видели, как живут люди в селах, хуторах. Это было незабываемое путешествие. Тут, опять же, вспомню своих друзей-однокурсников: именно они научили меня многим народным песням.

Какие составы тебе близки? 

Я обожаю разные инструменты и хотела бы попробовать как Химдемит, известный «человек-оркестр», написать произведение для всех инструментов. 

Состав всегда зависит от замысла. Например, когда у меня появилась идея создания «Бразильской сюиты», я выбрала флейту как природный голос джунглей, гитару и бразильские народные инструменты бонги. 

А звук медных духовых для меня очень металлический, яркий, какой-то даже архаичный. И для них написала что-то в стиле барокко. Для меня это было очень созвучно — яркое звучание меди и голос старинных эпох. 

Я пробую писать как сольные произведения, так и ансамбли — их, конечно, сложнее собрать, но этот челлендж стоит того. 

То есть больше тяготеешь к камерности.

Да, в камерной музыке всё-таки больше тонких нюансов, деталей. В ней проще выразить личные чувства, переживания.

«Не все готовы броситься помогать какому-то молодому, еще неизвестному композитору»

Недавно прошел твой первый авторский концерт. Расскажи о своих эмоциях и впечатлениях. 

Конечно, было очень много переживаний, как прозвучат все произведения, потому что, несмотря на длительную подготовку, был неочевиден конечный результат. Именно поэтому я люблю студийные записи — в конце точно получишь тот продукт, который хотел. И, кстати, сейчас многие композиторы уходят в жанры, не предусматривающие живого исполнения — это киномузыка, музыка для игр. Я тоже думала попробовать, но для меня все-таки важно взаимодействие со слушателем.

С какими трудностями ты столкнулась в процессе подготовки?

Самыми сложными оказались организаторские вопросы. Пришлось совмещать в себе большое количество функций – от поиска площадки до разработки афиши.

Это, наверное, одна из проблем системы образования — музыкантов не учат собственному продвижению. 

Да, я этому училась уже в процессе. Нужно было придумать интересную концепцию, название — емкое, интересное, отвечающее содержанию. Для этого даже пришлось устраивать мозговой штурм. В итоге остановилась на «Историях, сотканных звуком» – в каждой пьесе я хотела рассказать небольшую историю о каком-то месте, времени, событии. Пусть даже чисто музыкальном, абстрактном.

С поиском исполнителей мне повезло больше – отзывчивых, готовых браться за новое музыкантов я, к счастью, знаю много. Больших усилий требовали и переговоры с разными площадками для размещения пресс-релиза. Не все готовы броситься помогать какому-то молодому, еще неизвестному композитору. Ну и, конечно, провести само мероприятие — скоординировать всех, ничего не упустить — тоже непросто.

Так что, чувство усталости, конечно, есть — но в то же время я рада, что не опустила руки после первых трудностей. Это приблизило меня к цели стать настоящим композитором. 

А каким, по-твоему, должен быть композитор? 

В нашем мире главные качества композитора — это упорство и дерзновение, смелость браться за какие-то отчаянные проекты, ставить себе цели и идти к ним. Эти качества очень важны для того чтобы реализовать себя в профессии. Я очень хочу, чтобы сочинение музыки было моим основным занятием в жизни, и для этого нужно, конечно, много работать. 

Какой совет ты можешь дать молодым композиторам?

Общаться с исполнителями, искать друзей. Писать больше музыки и обязательно делиться ей в интернете. Многие стесняются и не хотят показывать свое творчество, а мне кажется, нужно быть открытыми, готовыми к новым знакомствам и смелыми.