
В Российской академии музыки имени Гнесиных завершилась Шестая международная научная конференция «Техника музыкальной композиции: теория и практика» Памяти Д. Д. Шостаковича. Это масштабное событие объединило исследователей из России, Аргентины, Беларуси, Бразилии, Великобритании, Германии, Китая, Колумбии, Сербии, США, Японии.
В интервью «БезФальши» участники форума рассказали о том, какое значение имеет конференция для их научной деятельности и как она влияет на мировое музыкальное сообщество.

О формате и масштабе
Ирина Сусидко, доктор искусствоведения, завкафедрой аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ (Москва, Россия):
«Формат большой конференции — такой как наша — сейчас не очень модный. Обычно конференция продолжается один-два, максимум три дня, и рассчитана на сравнительно узкий круг слушателей. Однако у научного форума, собирающего десятки ученых, есть своя важная миссия: обсуждение фундаментальных проблем. Наша конференция адресована в равной степени и специалистам, и тем профессионалам, музыкантам, которые только начинают свой путь в науке — то есть студенчеству, молодым исследователям, аспирантам. Такой подход превращает форум не просто в научный, а в научно-агитационный жанр. При этом предмет “агитации” — не отдельные идеи, а музыковедение в целом.
Нам было важно, чтобы научный разговор шел на высочайшем мировом уровне. Но также важно сделать свое сообщение таким, чтобы оно было понятно даже слушателям, впервые пришедшим на конференцию. Это особенно трудно, если речь идет о такой сложной области, как техника музыкальной композиции, и о такой уникальной творческой личности, как Дмитрий Дмитриевич Шостакович».
Лариса Кириллина, доктор искусствоведения, профессор МГК имени П. И. Чайковского, ведущий научный сотрудник ГИИ (Москва, Россия):
«Конференция совершенно грандиозная. Это очень важное, веховое событие, связанное не только с осмыслением, но и с переосмыслением фигуры Шостаковича, который остается актуальным для нашей культуры».
Иосиф Райскин, главный редактор газеты «Мариинский театр», шеф-редактор газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Россия):
«Поражен размахом конференции. Я рад, что она посвящена моему любимому Шостаковичу, но одновременно затрагивает самые разные мотивы, которые имеют отношение не только к Шостаковичу, но и вообще к музыкальной науке, журналистике. Конференции такого размаха прежде не встречал».

О самых ярких событиях
Нина Пилипенко, доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных (Москва, Россия):
«На конференции, на мой взгляд, не было “проходных” сообщений. В каждом было что-то новое и интересное — будь то доклад маститого ученого или только начинающего свой профессиональный путь студента. Что касается наиболее ярких впечатлений, то это, конечно, золотые лекции. Мне сложно выделить какую-то одну — все были исключительно интересными».
Анастасия Маслова, аспирант, преподаватель РАМ имени Гнесиных (Москва, Россия):
«Для меня как для преподавателя полифонии и анализа золотые лекции оказались просто космическими: те явления, наблюдения, изыскания, которые нам демонстрировали, были невероятно интересны. Особенно полезными для меня оказались выступление Ларисы Львовны Гервер, посвященное музыкальной архитектуре баховских фуг, и лекция Киры Иосифовны Южак, которая рассказывала о связях фуг Баха и опуса №87 Шостаковича и иллюстрировала свое выступление игрой на фортепиано. То, что удалось собрать, увидеть и послушать таких людей в живом общении — бесценно».
Иосиф Райскин, главный редактор газеты «Мариинский театр», шеф-редактор газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Россия):
«Мне были очень интересны богато иллюстрированная лекция Левона Оганесовича Акопяна о Шостаковиче-авангардисте и лекция проректора Гнесинской академии Татьяны Ивановны Науменко о взаимоотношениях власти и Шостаковича. С нетерпением ждал лекции Марины Григорьевны Раку».
Марина Раку, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ (Москва, Россия):
«Золотые лекции — это прекрасный формат. Лекции подготовлены исследователями, которым, думаю, есть что рассказать. У нас накопилось большое количество разных соображений, многие из нас имеют опыт преподавания, поэтому подобный выход к студенческой аудитории должен быть интересен и педагогам, и студентам. Одно дело — будни и ежедневная учебная жизнь, которая готовит к сдаче экзамена, и совсем другое — лекции о более сложном».
Татьяна Яковлева, старший преподаватель РАМ имени Гнесиных (Москва, Россия):
«Рада, что в этом году на секции “Новейшая музыка: композиция и контекст” в качестве эксперимента появились композиторские высказывания с презентациями своего творчества. Этот шаг в сторону расширения горизонта научного форума очень важен — сегодня ощущается необходимость в диалоге между исследователями и композиторами».
Юлия Векслер, доктор искусствоведения, профессор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки (Нижний Новгород, Россия):
«Мне запомнилась встреча с Иосифом Генриховичем Райскиным. Хотя я не отношусь к журналистам, но мне было чрезвычайно интересно его слушать — это человек-энциклопедия, человек-эпоха. Также весьма интересными показались доклады третьего дня конференции, на которых я присутствовала: хотя сообщения принадлежали двум разным направлениям, двум секциям, они имели много пересечений, и это очень обогатило мое представление об основной теме конференции».
Лариса Кириллина , доктор искусствоведения, профессор МГИМО им. П.И. Чайковского, старший научный сотрудник ГИИ (Москва, Россия):
«При всем желании целиком охватить конференцию невозможно. От некоторых лекций, которые удалось послушать, нахожусь под большим впечатлением. Уровень докладов тоже очень высокий, всё очень интересно».

Об итогах
Нина Пилипенко, доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных (Москва, Россия):
«Конференция показала несколько важных вещей. Прежде всего то, что процесс познания какого-либо явления никогда нельзя считать завершенным. Как отметил один из докладчиков, еще в 1996 году казалось, что музыка Шостаковича полностью изучена, но сейчас, по прошествии почти тридцати лет, мы видим, как много нового было открыто и переосмыслено за эти годы. Конференция помогла собрать эти сведения воедино и начать их осмысление. Именно начать, потому что, уверена, за ней последуют публикации — и по материалам прозвучавших докладов, и обобщающего характера, и, возможно, совершенно новые, поскольку — и это еще один важный “итог” — новые ракурсы, рассказ о новых документах, наконец, высказанные парадоксальные мысли наверняка послужат толчком для создания новых исследований.
Конференция показала также огромный интерес, который испытывает профессиональное сообщество как к творчеству Шостаковича, так и к проблемам, связанным с титульным наименованием конференции — техника музыкальной композиции. Это показывает и количество докладов (их более ста), и география стран, где живут участники конференции, и неизменный интерес слушателей».
Ивана Петкович Лозо, доктор искусствоведения, приглашенный научный сотрудник Калифорнийского университета (Риверсайд, США):
«Для меня конференция — не просто профессиональная веха, это глубоко значимое подтверждение моего научного голоса в уважаемом международном музыковедческом сообществе исследователей творчества Шостаковича. Как ученый я думаю, что благодаря такому подходу теперь являюсь частью глобального диалога о Шостаковиче, внося свой вклад в интерпретацию, основанную на философских и эстетических взглядах. Как мыслитель я бы сказала, что платформа конференции предоставила мне возможность проверить и усовершенствовать свои идеи в диалоге со сверстниками, наставниками и будущими коллегами. Кроме того, выступление на конференции — факт признания моей темы, момент резонанса. Из Москвы я увожу живой отклик, отзвуки которого появятся в моей будущей работе».
Фумико Хитоцуянаги, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Музыкального университета Сёва (Кавасаки, Япония):
«Это был замечательный опыт. Русские исследователи сейчас интересуются не такими широко известными произведениями, как Пятая и Седьмая симфонии Шостаковича, а более ранними и авангардными. Чувствую, что подход русских музыковедов к произведениям Шостаковича отличается от принятого в Японии, и это очень помогает мне получать новую информацию. Очень хочу, чтобы в Японии исследовали русскую музыку на таком же высоком уровне, как в России, и мне хотелось бы объявить об этом всему миру».
Евгения Лапкова, студентка 3 курса музыковедческого факультета СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, Россия):
«Выступление на конференции — это то, к чему я очень долго шла и о чём долго мечтала. Иногда мне кажется немного кощунственным само наличие моей фамилии в списке докладчиков — как будто бы еще не доросла, не дозрела, но с другой стороны понимаешь: а где дозревать и расти, как не здесь?»
Фото — Анна Бобрик