С 7 по 10 ноября в РАМ имени Гнесиных проходила образовательная лаборатория от Союза композиторов России — «Композиторские читки. Хор». В финале проекта девять участников из разных регионов страны представили мировые премьеры своих сочинений в исполнении ансамбля современной хоровой музыки Altro Coro.

В этом году Союз композиторов России решился на эксперимент: во главу угла проекта впервые поставили хоровую музыку, а участникам дали возможность подготовить произведения на свободную тему с нуля. Кураторами «читок» стали Кузьма Бодров, Алексей Ретинский и Ольга Бочихина. Каждый из них работал со своими подопечными до и во время ридинг-сессий, уточнял неточности и исправлял не самые удачные решения в партитурах, учил на своём примере взаимодействовать с исполнителями и приходить к лучшему из возможных результатов. 

В программу проекта вошли также лекции и воркшопы. Кузьма Бодров и Алексей Ретинский рассказали о своём опыте работы с хоровой музыкой — в жанре концерта для солирующего инструмента и хора a cappella и о хоровом письме Марианских антифонов. Ольга Бочихина провела увлекательный воркшоп, в котором участники проекта создавали партитуру из текста Сэмюэла Беккета своими голосами — а в последний день «читок» прочла вместе с журналисткой Ириной Севастьяновой лекцию «Голос: пределы контроля» в Артемьев-центре. В число спикеров вошли также художественный руководитель Altro Coro Александр Рыжинский, лидер ансамбля nCaged Арина Зверева и композитор Алексей Сысоев.

Плоды трудов молодых композиторов — Татьяны Андриевской, Натальи Прилуковой, Кристины Яновой, Глеба Лукомца, Василисы Бирюковой, Анны Суворковой, Максима Раева, Елизаветы Лобан и Екатерины Винник — прозвучали на заключительном концерте в Концертном зале «Гнесинский на Поварской». Сочинения органично выстроились в путь от сомнений и страхов к светлому музыкальному юмору и позволили хору раскрыться во всей красе.

«Для нас это действительно особый день. Как ансамбль современной музыки мы чувствуем ответственность в том числе и перед современным исполнительством — а его без современной композиции не существует, — признался в завершение концерта Александр Рыжинский. —  Надеюсь, как минимум половина, а желательно все произведения из этой девятки будут звучать на ведущих сценах нашей страны и мира».

Проект проводился при поддержке Минкультуры России и Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Посмотреть запись прямых трансляций проекта можно на ютуб-канале Союза композиторов России.