С 8 по 11 сентября в Москве собралась вся музыкальная Россия. На основной сцене «Мастерской «12» Никиты Михалкова» в рамках фестиваля «Современная музыкальная карта России» было исполнено 89 произведений композиторов из каждого региона страны. Особенность фестиваля в том, что авторы создавали свои работы специально для этого события. Для многих из них такой проект — шанс показать себя и свое творчество, тем самым подчеркивая культурное многообразие нашего народа. Но в то же время возникают вопросы: почему музыка региональных авторов так редко доходит до столичных залов, что делается для того, чтобы изменить эту ситуацию, и как обстоят дела в самих регионах? О трудностях продвижения своей музыки и путях решения рассказали композиторы-участники фестиваля.  

 Таланты есть — сцены нет 

«Современным региональным композиторам действительно приходится трудно при продвижении; хотелось бы больше интереса к их музыке со стороны столичных концертных организаций», — отмечает композитор Венедикт Пеунов (Нижний Новгород). Эта проблема указывает на главное препятствие: «Исполнители не играют современную музыку — тем более, на столичных сценах. Зачастую региональные композиторы могут только в своей области и в своем городе договориться об исполнении собственных произведений», — рассказывает Ян Круль (Иркутская область). 

По мнению Лудуба Очирова (Бурятия), музыка региональных композиторов не звучит и на родине, где произведения местных авторов могут годами ждать своего исполнения: «В Бурятии репертуар часто строится на произведениях известных классиков, а некоторые сочинения местных композиторов, даже именитых, так ни разу и не были исполнены».

Но даже если произведение не исполняли на родине, перед автором встает новая задача — общероссийская. Здесь, по словам Владимира Кошелева из Красноярска, главным препятствием считается невероятная конкуренция: «Чтобы сегодня заинтересовать столичную публику, нужно создавать нечто по-настоящему самобытное. В наш век, перенасыщенный информацией, просто быть услышанным — уже большая победа». 

Андрей Захаров из Ростова-на-Дону видит проблему в большой загруженности столичных площадок: «Основная сложность заключается в чрезвычайно плотном графике столичных залов. Пробиться в него — трудная задача даже для московских композиторов, что уж говорить об авторах из регионов. Один из немногих шансов для них — стать лауреатом крупного конкурса, который гарантирует исполнение произведения, или же ярко заявить о себе непосредственно во время конкурсных прослушиваний». 

Интересно, что некоторые композиторы не сталкиваются с особыми трудностями в продвижении музыки. «Современные коммуникационные возможности значительно упрощают задачу быть услышанным и замеченным», — говорит композитор из ДНР Данил Милка. Он отмечает, что конечный результат зависит от трех определяющих факторов: насколько талантлива музыка композитора, насколько композитор понимает текущие тенденции развития музыкального пространства и владеет современными пиар-механизмами, и третье, самое главное, сколько усилий он тратит на то, чтобы достичь нужного результата. Поэтому различия в продвижении музыки столичных и региональных композиторов стираются. 

Ключевым препятствием большинство композиторов называют не отсутствие талантов, а временной разрыв между созданием музыки и ее исполнением. Нет системы, которая бы постоянно и планомерно интегрировала региональный материал в репертуар столичных коллективов.

Проблема есть, но решения тоже находятся

Несмотря на трудности, точечные механизмы поддержки существуют. Композиторы отмечают несколько работающих моделей. Ян Круль упоминает поддержку Министерства культуры РФ: «Министерство культуры ежегодно предоставляет субсидии на конкурсной основе. Мы систематически участвуем в этих конкурсах и становимся победителями. В большинстве случаев поддержка предоставляется для издания нотных сборников, то есть выделенные средства направляются на публикацию произведений иркутских авторов». Ян Круль также отметил поддержку Союза композиторов России в организации исполнений. Особую роль играет программа «Ноты и квоты» — система творческих заказов от коллективов композиторам. 

Венедикт Пеунов отмечает большую работу местного Союза композиторов: «В Нижегородской области есть региональный Союз композиторов, который при поддержке российского проводит большую работу — это и фестиваль «Картинки с выставки», это и ежегодные концерты в филармонии и консерватории с музыкой нижегородских композиторов».

Данил Милка из ДНР говорит о том, что в республике при поддержке Министерства культуры ДНР, Донецкой государственной академической филармонии и Музыкальной академии имени Прокофьева регулярно проходят концерты и фестивали современной музыки, в том числе с участием авторов из других регионов. Но эту практику поддерживают далеко не везде. Яркий пример — ситуация в Ростове-на-Дону, о которой рассказывает композитор Андрей Захаров: «В нашем регионе поддержка есть, но она носит скорее точечный характер. Например, ежегодно выделяются средства на большой фестиваль для всего регионального Союза, и раз в пять лет — на юбилейный фестиваль Союза композиторов Ростова. Это, конечно, мало, и нам не хватает этого, поэтому проблема действительно существует…»

Фестиваль «Современная музыкальная карта России» доказал в очередной раз, что в стране существует колоссальный пласт невостребованной музыки высокого уровня. «Именно фестиваль, как площадка для диалога, а не соревнования, становится оптимальным форматом для презентации новой музыки», — отмечает Ян Круль. 

Лудуб Очиров считает, что благодаря таким проектам, как «Современная музыкальная карта России», музыка из регионов попадает на большие сцены, ее играют известные оркестры, и открываются новые имена.  Этот проект поможет музыкальной карте России стать живым, постоянно обновляющимся полотном, где у каждого региона есть свой голос. 

Фото — Александр Логиновский