Неожиданное, но приятное стечение обстоятельств — именно так можно описать события, которые привели меня на концерт. Впервые я забыла о том, что купила билеты, и внезапное уведомление в телефоне, напомнившее о предстоящем мероприятии, невероятно удивило и обрадовало меня.  Так, сквозь ветер и дождь, бушевавшие в тот день в Москве, я пришла в концертный зал «Зарядье». Шторм остался за дверьми, а в зале, как только погас свет, началось рождение искусства. На сцене — Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина. Программа интереснейшая: Лядов «Из Апокалипсиса» – симфоническая картина, Танеев «Иоанн Дамаскин» – кантата для хора и оркестра на слова А. К. Толстого, Глазунов «Времена года» – концертное исполнение музыки к балету. 

И уже с самого начала мы окунулись в мыслительный процесс. «Из Апокалипсиса» никого не оставило равнодушным – церковные напевы, яркая звукоизобразительность («глас трубы», «семь громов»), приглушенность духовых в начале, оглушительное форте в кульминации — невольно заставляют задуматься о смысле бытия, о том, что будет после смерти.  Меня особенно удивило хорошее звучание духовых, что является редкостью. 

Музыка Лядова задала правильный настрой и подготовила слушателей к кантате Танеева. На сцене наконец появилась хоровая капелла России имени А. А. Юрлова. Можно сказать, что музыка этого произведения, полная смысла и любви, поразила всех. Третья часть кантаты удалась гораздо лучше остальных. Мне особенно понравилось звучание мужского хора, в частности, теноров. Кантата прозвучала так, что слушатели еще несколько секунд после окончания произведения молчали, осмысливая то, что только что услышали. 

После прослушивания мне показалось, что оркестр с хором мало репетировали вместе, поэтому на сцене будто существовало два разных коллектива, которые исполняют разную музыку, но ими управляет один человек. Хор пел открытым звуком, что является неприемлемым для духовной музыки. Порой текст сочинения был абсолютно непонятен. Также вступление голосов, что особенно важно для жанра фуги, было не слышно.

В антракте я решила спросить молодую семейную пару об их впечатлениях после прослушивания Лядова и Танеева. Оказалось, что они не музыканты. И музыка настолько их поразила, что они долго не могли подобрать слов для того, чтобы описать эмоции. Также они были в восторге от хора. 

Мнение этих людей дало мне понять, что для непрофессионального слушателя музыка дает все, что в ней заложено. Но для профессионального музыканта существует много факторов, отвлекающих от наслаждения великим шедевром. 

Во втором отделении играли музыку к балету «Времена года» Глазунова. Это сочинение стало как бы разгрузкой после первого отделения.   Мелодия порхала, кружилась. Музыканты отзывались на каждый жест Рудина. Он был как скульптор, который жестом ваяет музыкальную скульптуру. Яркая театральность и изобразительность требовали сценического движения. Хотелось воочию наблюдать эту смену времен года. Но, к сожалению, мы насладились лишь звучанием. Мне показалось упущением то, что конферансье не объяснил сюжет балета. К тридцатой минуте без визуального представления или вербального описания действия, было сложно сосредоточиться только на музыке.

Хотелось бы отметить поведение оркестрантов на сцене. Как мне кажется, об этом мало говорят, но это не менее важно, чем игра на сцене. Во время исполнения Лядова и Танеева — такой сложной музыки, некоторые оркестранты сидели в вальяжных позах, ожидая своей партии, своего слова. Лично у меня это вызвало недоумение. 

После концерта я шла домой воодушевленная, мысленно размышляя о тех вопросах, которые возникли у меня во время прослушивание музыки.  И даже ветер с дождем не сбили этого ощущения единения с музыкой и слушателями. 

Фото: Скриншот с трансляции с официального сайта «Зарядье»