В Государственном Доме радиовещания и звукозаписи прошел симфонический концерт из произведений выпускников кафедры композиции РАМ имени Гнесиных
Каждый год из Российской академии музыки имени Гнесиных выпускаются сотни студентов. Самый важный — государственный экзамен подводит итоги нескольких лет обучения музыканта и позволяет оценить его способности, достижения и дальнейшие цели. 3 июня в Доме радиовещания и звукозаписи на Малой Никитской, 24 состоялся концерт и по совместительству госэкзамен выпускников Гнесинки кафедры композиции (заведующий — Кузьма Александрович Бодров).
Каждый год составы исполнителей экзаменационной программы меняются. В этот раз произведения молодых композиторов исполнял Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», дирижеры – Фредди Кадена и Игорь Разумовский.
Народный артист РФ, композитор, пианист, профессор и заведующий кафедрой сочинения Московской консерватории Александр Чайковский уже не первый год в составе членов комиссии. Он обнаружил хорошую тенденцию: «Стало больше дипломных работ, написанных для оркестра — это замечательно. И для исполнения этих произведений выпускникам предоставляется настоящий профессиональный оркестр, как «Новая Россия».
Доцент кафедры истории музыки РАМ имени Гнесиных, член Союза композиторов Валида Келле всегда присутствует на ежегодных концертах выпускников. Она также заметила некоторые изменения: «Вновь появилось тяготение к национальной самобытности. Какое-то время назад были очень популярны авангардизм, постмодернизм, которые в принципе нивелируют своеобразие. Сегодня тенденция к эпосу возвращается, но в новом прочтении. Нет конкретных песенных тем или целостных танцевальных фрагментов, зато есть поэмное развитие, сплетенность интонационности, ритмики и тембровости. Это необыкновенно и интересно».
Эпическая тема действительно прослеживалась в программе концерта. Среди названий произведений были: симфоническая картина «Томирис», симфоническая поэма «Карелия», вокально-инструментальная новелла «Укатилось красно солнышко» и другие.
«В основе моей симфонической поэмы «Карелия» лежит древнее карельское предание: мать потеряла ребенка и просит богов не забирать его так скоро. В конце этой поэмы ребенок воскресает. Меня этот сюжет очень тронул, так как для меня семья – очень важная вещь», – поделился композитор Никита Коренков после окончания мероприятия.
Семья и близкие люди – действительно большая ценность для человека. Анастасия Власкина, стоя с букетом роз по завершении госэкзамена, рассказала: «Мой преподаватель Петр Александрович Климов внес огромный вклад в развитие моей личности композитора. Без него я бы сейчас не была там, где я есть, и очень ему благодарна. Так же, как и моим родным: свое произведение «Ad vitam» я посвятила любимым родителям».
Анастасия рассказала и о необычной истории создания своей дипломной работы. «Основная мысль произведения родилась в голове сразу вместе с лейтмотивом и строчками «Пóлно, мир живой». Смысл в том, что человек, полный эгоцентризма, не замечает красоты окружающего мира. По моему замыслу в конце этот человек обретает гармонию с действительностью. Так как «пóлно, мир живой» – не совсем понятное и очень абстрактное название, я выбрала латинский вариант перевода. Так и родился «Ad vitam». Я написала его для моего любимого инструмента – флейты с оркестром. Сегодня произведение исполнили в первый раз».
Александр Чайковский дал ценный совет первокурсникам: «Если студенты будут с самого начала обучения изучать и слушать именно внутреннюю, черновую работу оркестра, в том числе, в театре, они будут мыслить шире. Я бы хотел пожелать, и всегда это говорю, чтобы они ходили на репетиции, слушали разные оркестры и ансамбли, приучались слышать оркестр в действии. На репетициях можно услышать работу с красками звука. Тогда и в музыке студентов будет больше смысла и драматургии». Также Чайковский отметил: «Юные композиторы должны уметь соответствовать оркестру, который держит мировую марку. Тогда их произведения будут не просто работами хорошего студента, а сочинениями, которые заметит известный коллектив и захочет исполнить. В оркестре «Новая Россия» такие случаи были».
«У большинства выпускников (и в Консерватории, и в Гнесинке) с драматургией сочинения большие вопросы», – посетовал композитор. «Что такое драматургия? Композитор должен понимать, зачем он написал это произведение и что он им хотел сказать публике».
Были замечания и у Валиды Келле: «Есть над чем работать: вокальный квартет, например, звучал бы лучше, если бы стоял перед оркестром».
Действительно, смысл деятельности композитора в том, чтобы через музыку передавать смыслы. Это непросто, особенно сейчас, когда доступны все средства звуковой выразительности, и написать партитуру можно даже для медного таза. Инструментальным композиторам, пока еще таким молодым, предстоит впереди долгий и интересный путь становления. Куда же поведет их дальше дорога творчества?