В городе Ноябрьск начала свою работу арт-резиденция «Миксер», открытие которой все жители города, а особенно молодёжь, ждали с большим трепетом. Мероприятия в честь этого события проходили несколько дней. В самом большом на Ямале арт-кластере побывала Анастасия Бойкова.

В Ямало-Ненецком автономном округе идёт работа по созданию сети арт-резиденций. «В каждом муниципалитете региона появятся подобные пространства», — такое решение было принято губернатором Дмитрием Артюховым. Разработка проекта по созданию арт-резиденции в Ноябрьске началась уже в 2019 году, открытие было запланировано в сентябре 2023 года, но отложилось еще на пару месяцев (до 16 ноября), поэтому жители города были в предвкушении начала работы нового пространства, которое поможет раскрытию творческого потенциала молодежи.

На территории арт-кластера есть танцевальный зал, фото- и видеостудии, швейная мастерская, студия звукозаписи, маленькие офисы для работы, которая требует тишины и сосредоточенности. Конечно, есть залы для проведения мероприятий разного масштаба и даже амфитеатр, который можно использовать как лекторий. Помимо всех перечисленных локаций на территории резиденции есть магазин с одеждой ямальских брендов и арт-кафе, где можно приятно провести время за чашечкой чая или кофе.

Открытие проходило два дня. Первыми гостями стали 150 руководителей государственной молодёжной политики. Для них была проведена экскурсия по арт-резиденции и показана концертная программа «Ностальгия по настоящему». Это театрализованная постановка, занявшая Гран-При на фестивале «Российская студенческая весна» в этом году, которая проходила в городе Ханты-Мансийск. Её участниками стали студенты и коллективы с разных городов Ямала.

Какими вы привыкли видеть людей, которые были прирожденными творцами и гениями? Порядочными, вечно копающимися в мыслях и сидящими за своей работой в ожидании, когда их посетит муза? А что, если они были хулиганами своего времени, которые шли против известных всем правил и хотели перевернуть мир искусства? Именно благодаря этой программе можно с другой стороны взглянуть на великих людей прошлого: Лермонтова, Дягилева, Малевича и Тютчева. Например, «Лермонтов был любовным хулиганом», «Дягилев — юрист, какое ему искусство?», «Малевич вообще агроном. Ему было так скучно в привычных жанрах живописи, что он решил придумать собственный стиль». Это небольшие тезисы, которые вводили зрителей в курс дела, что же такого натворили эти люди.

На сцене произошёл синтез классики и хип-хопа. Артисты читали рэп, рисовали граффити, показывали BMX шоу, танцевали современную хореографию и балет, даже устроили дефиле. В качестве реквизита использовались бочки и строительные лестницы, которые были задействованы на протяжении всей постановки. Над созданием программы работали тюменские режиссеры Евгений Копейкин, Анита Хусенова и Дмитрий Ломоносов.

Несмотря на то, что гостями первого дня открытия стали люди, которые имеют большой опыт и творческий багаж за плечами, участникам мероприятия удалось растопить их сердца. На протяжении программы руководители молодёжной политики со всей страны активно поддерживали молодых артистов: они хихикали в забавных моментах, сопровождали выступления бурными аплодисментами, даже зажгли фонарики своих телефонов на последнем номере программы. Зрители получили эмоции, а артисты сделали всё для того, чтобы идея режиссеров была воплощена в жизнь.

Ещё одной важной частью открытия было награждение первых резидентов арт-кластера, которые будут развивать различные творческие направления в городе. Ими стали Айрат Лукманов, Алина Кашапова, Виталина Лавренович, Рашид Каримов и Дарья Пенкина. Они получили по 100 тысяч рублей на реализацию своих идей. Посетители резиденции смогут заниматься созданием подкастов, изобразительным искусством и проводить различные выставки.

Во второй день открытия арт-резиденцию смогли посетить все жители города. У гостей также была возможность познакомиться с площадками, отправиться на мастер-классы по кожевенному делу, разным видам хореографии, художественной татуировке, послушать лекцию про дизайн и моду. Выбор активностей очень большой и разнообразный. Можно было даже погрузиться в мир виртуально реальности с помощью VR-очков.

Конечно, гостей не могли оставить без концертной программы, поэтому было показано то же, что и в первый день, но в расширенном формате, добавилась ещё одна великая личность — «учёный-самоучка» Циолковский. Внедрился и новый реквизит. Во всем зале пропало освещение, а артисты создавали светотеневое шоу с помощью фонариков: они то направляли свет в зал, как будто искали кого-то в темноте среди зрителей, то подсвечивали артистов, которые выстраивали стоп кадры изображая то, что озвучивают рассказчики, повествуя о сложностях жизни Циолковского.

Тематика этой постановки вызвала у гостей неподдельный интерес. Реакция публики во второй день открытия не уступала по своей силе отклику зрителей, которые посмотрели эту программу первыми. А организаторы посчитали, что исполнение этой программы станет хорошим стартом для дальнейших мероприятий и принесёт удачу новой сцене.

Но почему же именно эту программу выбрали для открытия арт-резиденции? Как возникла идея рассказать о жизни великих людей с такой необычной стороны? На эти и другие вопросы ответили режиссеры «Ностальгии по настоящему» Евгений Копейкин, Анита Хусенова и Дмитрий Ломоносов.

Можете рассказать почему именно эта программа была выбрана для показа на открытии «Миксера»?

ЕК: Когда мне предложили присоединиться к команде открытия арт-резиденции «Миксер», я сначала попросился на площадку. Там еще велась стройка, были голые стены, но сама презентация проекта и название — «Миксер» идеально передают дух любой программы, которую мы делаем. Как правило, наши проекты — это сборник разножанровых номеров, высокого качества исполнения, с большим количеством людей на сцене. Поэтому нам даже не пришлось ломать голову над ответом, а учитывая то, что у нас в этом году есть самый важный и ценный титул среди студенчества России — Гран-При «Российской студенческой весны» в концертной программе, то запросто можно было предложить арт-резиденции эту программу, тем более в исполнении творческой элиты — сборной команды округа. И здесь в основу замысла идеально ложится еще один лейтмотив: арт-резиденция «Миксер» тоже сочетает в себе огромное количество мастерских, классов, аудиторий, лекториев, где абсолютно разные люди занимаются любимым делом. И мы тоже решили рассказать о мастерах разного времени и эпох. Они также начинали с каких-то подмастерий. Здесь такая тонкая, незримая нить того, что ты всегда можешь начать с чего-то малого, с какой-то маленькой мастерской, которая находится за стенами сцены «Миксера», а потом, услышав звуки сцены, прийти и стать ее частью.

Как вам пришла идея рассказать о великих людях прошлого под призмой современности и хулиганства?

ЕК: Это идея целиком и полностью принадлежит молодым режиссерам Аните Хусеновой и Димитрию Ломоносову. Она родилась очень быстро перед сборами, когда мы готовились к РСВ. Здесь в основу ложатся классические приёмы режиссуры, смена плюса на минус, возможность немного под другим углом посмотреть на великих людей, потому что у каждого из нас есть разные жизненные перекрёстки, которые привели нас к той точке, где мы находимся сейчас, и порой эти перекрестки вели нас очень странными тропами. Видимо из таких мелочей строится это великое наследие, достояние русской классики. Не будь этих увлечений, пытаний, может быть, не было таких великих людей в нашей стране.

ДЛ: Как сказал Женя идея пришла совершенно случайно. Захотелось поговорить о чем-то важном и о том, что близко каждому студенту в этом возрасте. Показать зрителю и самим участникам, что даже у таких великих людей были свои «скелеты в шкафу». Когда начали работать над программой стало понятно, что у нас очень много точек соприкосновения и это еще больше нас убедило, что мы идем верным путем.

АХ: Да, эту программу мы писали для «Российской студенческой весны». В какой-то момент начали рассуждать о том, зачем вообще нужна Студвесна. А ведь это самый известный и популярный творческий конкурс для «нетворческих» непрофильных студентов. Так и родилась главная мысль работы: чтобы перевернуть мир искусства необязательно быть профессионалом. И мы нашли подтверждение этой гипотезе в биографиях известных личностей.

Сложно ли было снова собрать всю команду вместе и как проходила подготовка программы?

ЕК: Собрать команду вместе — это довольно таки сложное уравнение с огромным количеством переменных. Первая сложность — это логистика Ямала: не во всех городах есть аэропорты, железная дорога, да что там говорить, даже дороги не везде есть. Здесь огромное спасибо хореографическому коллективу «Диверданс» из Салехарда, потому что эти отчаянные 17 человек составили основной каркас программы, и ребятам, у которых были сольные номера — это значительно разгрузило часть постановочного процесса. Мы, к сожалению, не смогли привезти всю команду с РСВ, не получилось приехать ребятам с Надыма, которых тоже было очень много в концертной программе. По желанию команды «Миксера» мы привлекали молодёжь Ноябрьска и это было абсолютно правильно. А если бы не было поддержки от города Ноябрьск и департаментов по молодежной политике Ямала и Ноябрьска, то, наверное, собрать всех было бы сложно. Затраты у организаторов были большие, но, надо отдать должное, репутация нашей команды не оставляет никаких сомнений.

Какие впечатления у вас остались от проделанной работы на открытии арт-резиденции? Что было самым запоминающимся?

АХ: Впечатления только положительные. Сам факт, что мы первопроходцы на этой сцене, уже приятно удивляет. Лично мне всегда запоминается больше именно процесс создания, а не готовый результат.

ДЛ: У меня тоже остались только самые теплые впечатления. Готовность строителей приостановить работы и дать нам время на репетиции, поддержка технических специалистов, мне кажется, что это дорогого стоит. Самое запоминающееся было когда во время одной репетиции два электрика направились на сцену, чтобы продолжить работу за кулисами, но в какой-то момент остановились, сели в зале и молча начали смотреть на ход репетиции.

ЕК: Мне был приятен тот факт, что почти все ребята, кому мы предложили воссоединиться, согласились. Для всех это был очередной повод собраться вместе и интересно провести время, снова творчески похулиганить как мы любим. Опять ямальские тигры показали, что мы настоящая семья. И от этого мне вдвойне теплее на сердце. Поэтому я благодарен всем артистам, кто приехал в Ноябрьск, потому что мы практически неделю провели бок о бок в этой душной стройке. Мы первый раз репетировали в таких условиях: где-то бьют перфораторы, где-то летает строительная пыль. Но мы все равно, не сдаваясь, пытались обуздать те обстоятельства, в которые нас погрузило творчество.

Фото: Герман Совенко; группа арт-резиденции «Миксер» ВКонтакте