9 апреля в рамках Международной научной конференции студентов и аспирантов «Исследования молодых музыковедов» прошли очередные гнесинские «Дебаты» — яркий авторский проект председателя СНТО РАМ имени Гнесиных Яны Горелик, прочно закрепившийся в репертуаре студенческих вне-учебных активностей. Этот сезон для организаторов стал особенным, так как это уже пятое собрание дискуссионного клуба. 

Юбилей проекта прошел под флагом экспериментов. Если в первый день «Дебаты» проводились для учеников музыкальных школ, что стало неким нововведением организаторов, то изменения второго дня касались структуры самих «Дебатов». В этот раз количество участников секции с трёх было увеличено до шести. Опыт предыдущих сезонов показал важность подобного нововведения. До этого проблема большого количества участников решалась двумя секциями подряд, где в каждой команде выступало по три человека. Ранее, спикеры второй секции зачастую приходили лишь на свои выступления, тем самым повторяя аргументы спикеров первой секции. В этом году эту проблему попытались решить следующим образом – увеличить количество участников и наделить каждого спикера определенными функциями: вводная, содержательная, оппозиционная, проблемная, заключительная. Это сделало выступления участников более интересными и разнообразными. 

Ещё одно нововведение, которое, как нам кажется, должно прочно утвердится в структуре «Дебатов» — введение нового раунда «Баттл». Он предполагал не просто вопросы из зала (как это было в первых сезонах), но трех/-/минутную «мясорубку» для каждой команды от специального эксперта. Его роль на сегодняшнем вечере играл аспирант второго года обучения Алексей Андреевич Власов, который великолепно справился со своей задачей, — его емкие атаки на команды были призваны аннулировать все высказанные спикерами аргументы и вновь обострить дискуссию. К сожалению, чувствовалось, что самому эксперту в рамках трех минут ощутимо тесно — хотелось развернуться, поговорить, поделиться своим видением проблемы. Новый раунд безусловно оценили, как участники, так и организаторы, с тем лишь пожеланием, чтобы в следующем сезоне продолжительность раунда «Баттл» была увеличена с трех до пяти минут. 

«В ударе» было и сегодняшнее жюри — кандидат искусствоведения, доцент кафедры аналитического музыкознания Майя Изъяславовна Шинкарева и старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики Ирина Георгиевна Коленченко активно включались в дискуссию, делились с командами своими знаниями. При этом эксперты сумели остаться достаточно беспристрастными, чтобы оценить команды по их способности отстаивать заданный тезис. 

Но вернёмся к героям вечера — участникам «Дебатов». В этом году география Дебатов расширилась — в академию приехали участники из Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Казани и Воронежа, Екатеринбурга. Противоборствующие силы на вечере распределились следующим образом: команда утверждения — Антон Вагеро, Любовь Зубкова, Ангелина Кисель, Василиса Лапатанова, Лилия Позднякова и Елизавета Власова; команда отрицания: Елена Ваганова, Виктория Кожевникова, Дарья Гинкул, Елизавета Тимошина, Анастасия Краснова и Ирина Рогачева. 

Вопрос секции был предельно заостерн — «Проблема музыкального образования: отечественная система против зарубежной».

Скажем честно — давно организаторам «Дебатов» не приходилось видеть столь яркого и упорного боя! Страсти были предельно обострены — команда «против» поставила себе цель выиграть во чтобы то ни стало! «Западники» не стеснялись бить в самую точку и говорить о наболевшем — о методике преподавания в музыкальных школах, особенностях поступления в зарубежные вузы, о внедрении новых технологий в образовательный процесс и специфике обучения музыке в России и Европе. Однако команда «за» не собиралась сдаваться без боя — более сдержанная в ведении дискуссии, рассматривающая только отечественную систему образования, она стойко выдерживала обстрелы вопросами противоположной команды, но и оборонительной позицией не ограничивалась. Участники смело поддевали как соперников, так и эксперта из зала, так что «зубы» у наших «отечественников» были очень острые. В качестве основных аргументов команды «за» была организация трех ступеней российского образования, его длительность и качество, ориентированность на полное и всестороннее развитие музыканта. Однако, в рамках «Дебатов» аргументы «за» с легкостью превращались в аргументы «против» — долгие годы обучения музыке, медленный переход в профессию, проблема дублировки курсов (курсы училища повторяют курсы консерватории) и многое другое. 

Своими эмоциями о прошедших дебатах поделилась участница из Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова Ангелина Кисель: «Новый, трансформированный под юбилейный сезон, формат Дебатов поразил своим масштабом: начиная яркой первой встречей ʺДебаты. Детиʺ и завершая не менее запоминающимся заседанием дискуссионного клуба ʺДебатыʺ. В пятом, юбилейном сезоне мне удалось поучаствовать и в качестве зрителя, и в роли участника команды защиты отечественной системы музыкального образования. Само мероприятие было очень продолжительным и насыщенным, но, при этом, в ходе дискуссии время почти не ощущалось, хотя атмосфера между командами была достаточно напряженной, а профессиональные отношения — натянутыми. Несмотря на это, внутри нашей команды сохранялось спокойствие и устойчивое мнение — мы идем верным путем, это мнение подтверждалось комментариями и вопросами от экспертов. Впечатления от встречи остались самые положительные, во многом благодаря трудоемкой работе команды организаторов и экспертов, и верному распределению участников по командам, исходя из общих и профессиональных интересов».

Отмечая самое главное — «Дебаты» закончились вничью. Шинкарева Майя Изъяславовна отдала свой голос команде «отечесвтенников», отметив деликатное ведение дискуссии и уверенное выступление.  Коленченко Ирина Георгиевна поддержала команду «западников», подчеркнув ярое стремление к победе. В завершении секции Майя Изъяславовна отметила: «На нашем собрании уже неоднократно во время выступления участников прозвучал тезис о застое в системе музыкального образования. Смотря на вас сегодня, мне показалось, что никакого застоя нет и быть не может, когда нынешние студенты и аспиранты так профессионально владеют ораторским искусством».

В заключении своего краткого обзора поделюсь своими собственными мыслями относительно проекта, присоединяясь к словам Ирины Георгиевны, которая завершила своей речью заседание: «“Дебаты” – проект нужный и важный». Он остро ставит перед участниками, экспертами и слушателями те вопросы, на которые, казалось бы, у всех давно готов ответ. Отечественная система лучшая в мире! А так ли это? И если так — то почему? И равно ли «лучшая» «идеальной», значит ли это, что в нашей системе преподавания музыки нечего улучшать и перестраивать? На эти вопросы, как и на вечные вопросы человечества, должно отвечать каждый раз новое поколение музыкантов — решить для себя, понять и прочувствовать. И проект «Дискуссионный клуб: Дебаты» год за годом предлагает нам эту возможность!