29 и 30 января в Концертном зале РАМ имени Гнесиных прошёл второй тур I Московского международного конкурса пианистов имени Гнесиных, в котором участвовало 23 человека.

По условиям прослушивания (I тур прошёл в дистанционном формате), каждый из конкурсантов должен был исполнить сочинение крупной формы, два виртуозных этюда зарубежных и русских композиторов, одно или несколько произведений по собственному выбору (обязательно должно быть сочинение русского композитора XIX–XXI вв.)

К сожалению, приходится констатировать то, что музыканты вместе со своими педагогами пошли на поводу у традиции и играли, в основном, известные произведения авторов, так нынче популярных в наших концертных программах — это, конечно, Сергей Рахманинов, Фредерик Шопен, Ференц Лист. Все эти этюды-картины, прелюдии, венгерские рапсодии мы слышали уже миллион раз и, видимо, будем слушать их снова и снова…

Выбор участников для конкурса действительно оказался высок — у всех прекрасная техника, виртуозы что ни на есть! Однако вместе с тем, многим не хватает яркой индивидуальности. Из-за этого многие произведения, и так хитовые прозвучали штампованно и абсолютно без каких-либо откровений. Желание поразить членов жюри и публику своей технической сноровкой сыграло со многими злую шутку. При том, что руки на клавиатуре «творили чудеса», на лице у многих была пустота, конкурсанты были скованы, зажаты, о вдохновении не было и речи. Мысль «лишь бы добраться до конца и сыграть всю 45-минутную программу» посетила, кажется, очень многих. Духа соперничества, присущего обычной конкурсной атмосфере, тоже не было. Конкурс выглядел как парад виртуозности…

Но исключения были — о них и поговорим.

II тур начался действительно с хорошей ноты — выступать первым, да ещё и в 9 утра, как мы все знаем, весьма малоприятно. Однако это не стало помехой для студента Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова Саида Хусаинова (класс преподавателя Татьяны Владимировны Халтуриной).

19-летний молодой человек, по правде говоря, звучал абсолютно как взрослый, вполне сформировавшийся музыкант. Он — по-настоящему романтический пианист, в прямом смысле создан для исполнения русской музыки. В «Элегии» Рахманинова его рояль по-настоящему пел, а в Одиннадцатом этюде Шопена op 25 взволнованно живописал зимнюю вьюгу. Удивительной цельности, согласованности различных пластов и эмоционального единства пианисту удалось добиться во Второй сонате-фантазии Скрябина, это тоже было стопроцентное попадание. А вот Ми-бемоль мажорная соната Гайдна показалась сыгранной с большим упором на демонстрацию техники и была исполнена без необходимого лоска. Да и темп был слишком быстроват. Но это не так страшно — важнее то, что музыкант обладает сильной харизмой, видно, что он проживает каждую ноту и искренне влюблён в музыку.

Запомнилось выступление студентки РАМ имени Гнесиных Анны Валеевой (класс Татьяны Петровны Левитиной). Хочется сказать, что девушка взяла сложнейшую программу, и блестяще с ней справилась.

До-минорные 32 вариации Л. ван Бетховена — лакмусовая бумажка для пианистов, по которой можно судить об их уровне. Любая оплошность здесь слышна и на виду. Но в исполнении Валеевой здесь придраться не к чему — она наполнила произведение подлинным драматизмом, была безупречна как технически, так и в плане нюансов, выбрала нормальный, не бешеный темп и абсолютно покорила своим чувством этой музыки.

Убедительно, легко прозвучал Ре-бемоль мажорный этюд Скрябина op.8. Особенно выразительным из всей программы получился Трансцендентный этюд фа-минор Листа — возбуждённо-скорбные интонации передавали всё смятение в душе романтического героя, его растерянность перед миром прозы. Пианистка удачно показала экзальтированность, горячность этой музыки — и даже не задумываешься, сколько технических сложностей таится в произведении.

Свою другую ипостась — лирическую, нежную и утончённую девушка продемонстрировала во Второй сонате Скрябина, порадовав теплотой звучания, красивым интонированием мелодии, романтической взволнованностью.

Удачным финалом программы пианистки стали Концертные арабески на тему вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» авторства Андрея Шульц-Эвлера. Сложнейшее произведение, требующее потрясающей технической одарённости, владения различными приёмами игры и просто большой выдержки оказалось абсолютно под силу девушке. И она абсолютно расцвела в нём, показав грацию и изысканность…

Глубиной исполнения, бережностью к авторскому тексту, стилистическим чутьём впечатлил Владислав Ишенин, студент Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Евгения Вячеславовича Изотова). Ему — одному из немногих в туре, удалось очень грамотно с точки зрения стиля эпохи и одновременно с глубоко личностным прочтением представить классическую сонату. В данном случае мы услышали 17-ю сонату Л. ван Бетховена. Зацепила эмоциональность, однако держащаяся под строгим контролем разума, какая-то удивительная для нашего времени естественность, органичность пианиста в этой заигранной музыке, нетипичная вдумчивость и сосредоточенность. В общем, очень серьёзная работа!

Масштабно, при этом со вниманием к деталям, достаточно тонко музыкант исполнил Ре-мажорный этюд-картину op.39 Рахманинова — здесь было достаточно и молодецкой удали, и чисто русской эпичности, богатырскости.
Целую гамму эмоций и чувств музыканту удалось передать в блестящей интерпретации Третьей сонаты Прокофьева — и русскую грусть, и всепоглощающую страсть-экспрессивно      сть… Темперамент у Ишенина потрясающий, это придаёт особую огранку и изюминку исполнению, но он умело его дозирует, не превращая музыку в аттракцион самолюбования, как многие пианисты.

Во второй день тура особо выделились два участника.

Алёна Мамонова, студентка РАМ имени Гнесиных (класс Веры Борисовны Носиной) порадовала прежде всего культурой звука, артистизмом. Безумно интересной у неё получилась знаменитая Ре-мажорная соната Моцарта — музыка оживилась, приобрела удивительную естественность и свежесть. При этом всё произведение было исполнено в нужном стиле. Отдельная благодарность — за точно отделанную, местами достаточно небанальную фразировку.

Тонкой проработкой деталей отличился Соль-диез минорный этюд Шопена, op 25. Возбуждённой патетикой был пронизан Ми-бемоль минорный этюд-картина Рахманинова, op.39.

Своеобразным мини-циклом стали прелюдия, гавот и жига из партиты для скрипки ми мажор Баха в переложении для фортепиано Рахманинова. Здесь пианистка с большим и видимым для неё удовольствием погрузилась в барочную эпоху — это чувствуется по тому, насколько грамотно и изысканно были преподнесены различные виды украшений, как блестяще были разделены различные фактурные пласты.

Своё выступление Мамонова завершила Си-минорной фантазией Скрябина — ошеломляюще страстной, гипер романтичной и даже в некотором роде неистовой, она прозвучала очень убедительно.

Самым яркой и запоминающейся частью II тура, а может быть и всего конкурса, стал выход студента РАМ имени Гнесиных Романа Соснина (класс Юрия Александровича Богданова). Это действительно настоящий самородок — слово «виртуоз» явно не про него. Роман обладает всеми качествами для того, чтобы назвать его уникумом. Видно, что для него на первом месте не показ своих технических возможностей (а они у него блестящие), а именно — проникновение в суть музыки, в авторский замысел. Когда он играет, ты ни разу не чувствуешь, что это труд — на протяжении всего выступления не покидало ощущение, что для этого невероятно одарённого юноши нет никаких сложностей, что извлечение звуков из рояля ничего не стоит…

Пианист представил обширную программу из 11 произведений. Совершенно блестяще он исполнил Анданте и тему с вариациями Йозефа Гайдна. Здесь огромное внимание было уделено искусству артикуляции, ощущению формы. Тонкое, хрустальное, выверенное звучание в этом произведении было абсолютно впору. Чистейшей лирикой был одухотворён Восьмой этюд Шопена, op.10.

Очень самобытно, неординарно прозвучали 3 этюда-картины Рахманинова, его две же прелюдии. Нежная мечтательность и упоение свершившимся счастьем царили в Адажио из балета «Спящая красавица» Чайковского в обработке Плетнёва. И прекрасен финал — Роман исполнил сочинения своего педагога Юрия Богданова, «Зеркало», «Ручей», «Молитва», невероятно красочные и сильные, как по музыке, так и по содержанию.

Словом, это был маленький сольный концерт молодого, но уже очень известного и по-настоящему самодостаточного, ни на кого не похожего пианиста. Роман действительно очень отличался от своих коллег по конкурсу удивительной естественностью звучания — музыка как будто рождалась из-под его пальцев, а не выходила посредством жёсткого втыкания или каких-то особых ручных махинаций…

Уже в 22 часа 30 января были объявлены результаты. В III тур по решению членов жюри прошли: Анна Валеева, Юйцянь Ван, Никита Качаев, Варвара Кутузова, Мария Прошина, Бекзат Ракымов, Роман Соснин, Татьяна Фёдорова.