29-го октября в Концертном зале имени П. И. Чайковского прошел первый концерт фестиваля Союза композиторов «Пять вечеров». В исполнении Госоркестра имени Е.Ф. Светланова (дирижер — Игорь Дронов) прозвучали три симфонических произведения. Все они созданы в рамках творческой программы Союза композиторов России «Ноты и квоты».

Фестиваль «Пять вечеров» проходит в Москве с 2019 года. Нынешний, шестой по счету фестиваль, объединил 40 российских композиторов со всей страны, представивших свои произведения широкой публике.

Каждый из пяти фестивальных концертов имеет особую концепцию и демонстрирует различные стили композиторского мышления. Например, первый «Вечер» представил симфоническую музыку современных российских авторов, что произошло впервые за всю историю существования фестиваля. Ядро второго концерта цикла — православные песнопения, католические гимны и молитвы, а заключительный вечер программы исследует музыку как предмет или объект, который человечество изучает и постигает при помощи своих органов чувств. 

Программа первого концерта обещала быть интересной. Вечер открывала сюита из балета «Пиковая дама» Юрия Красавина, мировая премьера которого состоялась в Нижнем Новгороде. Затем — Концерт для двух флейт и симфонического оркестра Дениса Хорова (к слову, количество существующих концертов для двух флейт можно пересчитать, пожалуй, на пальцах рук и ног), и, в завершение, «Вариации и аплодисменты» Алексея Сысоева, окруженные ореолом таинственности: никто не знал, что будет происходить на сцене (последнее сочинение и дало название вечеру). Московская публика услышала произведения впервые. 

Ведущий концерта Ярослав Тимофеев в своем вступительном слове отлично подготовил публику к восприятию музыки. Точно подобранные и доступные обороты речи помогли представить «привычную» музыку, попытаться осознать концепцию необычной и понять, что связывает столь разных композиторов. «Все три сегодняшних героя смотрят на традицию, обращаются к ней. Красавин — к балетной, Хоров — к истории русской музыки, а Сысоев — к истории авангарда 20-го столетия: и к Первой симфонии Шнитке, и к музыке американских минималистов, таких, как Стив Райх», — сказал Тимофеев. 

В «Пиковой даме» Юрий Красавин явно проводил музыкальные параллели с композиторами минувших эпох: Бахом, Моцартом, Шостаковичем, Прокофьевым и другими выдающимися музыкантами. Также композитор цитировал известные мелодические обороты и темы, и то шутливо обыгрывал их, то серьезно и четко обозначал. Музыка звучала танцевально. 

Концерт для двух флейт и симфонического оркестра Дениса Хорова посвящен Ирине Стачинской, которая заказала произведение у композитора в рамках «Нот и квот». По словам автора, в этом произведении он пытается выразить свое понимание словосочетания «русская музыка». «Сейчас происходит переосмысление русской культуры и ее особенностей, а также отличий от других культур. Мой Концерт для двух флейт — это как раз звуковое отражение этой идеи», — говорит Денис Хоров. 

Вначале солирующие флейты сливались с оркестром, а потом постепенно отделялись и звучали по очереди — всё это задумано композитором, чтобы показать неразрывность музыкальной ткани и инструментальных партий. Фактически соло инструменты были обозначены, но они оказались так хорошо вплетены в общее полифоничное звуковое полотно, что о разделении «музыкальных сил» говорить не приходилось. Произведение Хорова похоже на чувство влюбленности: нечто приятное и волнующее, что постепенно нарастает внутри, а потом достигает точки кипения и успокаивается для того, чтобы взволноваться снова. Русская ментальность схожа с этой динамикой; но если, например, у Сергея Рахманинова поднимается проблема ее противоречивости и двойственности, то у Дениса Хорова русские национальные особенности как бы вбирают в себя черты других культур и все же остаются русскими.

Последним номером программы прозвучали «Вариации и аплодисменты». Объясняя концепцию этого произведения, его автор Алексей Сысоев размышляет: «Мы погружены в мир условностей: печальный минор, просветленный мажор, гнетущая атональность. […] А что если хаотически перемешать эти элементы или, наоборот, сделать “так, как надо”?»

Алексей Сысоев устроил настоящий перформанс для зрителей: оркестранты не просто начали играть по взмаху палочки — до сцены им надо было еще дойти, в прямом смысле. «Сысоев написал не только музыкальную картину, но еще и рамку, и даже стены», — метко охарактеризовал конструкцию сочинения Ярослав Тимофеев. Аплодисменты вначале были и частью произведения, и долго не смолкали после окончания «Вариаций…» 

 «Мне кажется, именно так и живет традиция: пока с ней взаимодействуют, пока к ней ищут личный подход, она продолжается, — отметил Тимофеев. — Когда ее начинают свято чтить и повторять, традиция умирает. Другими словами, всякой теме нужны вариации, а всякому композитору нужны аплодисменты». 

Фотографии предоставлены пресс-службой Союза композиторов России (фотограф — Анна Бобрик)