Из импрессионизма в XXI век — так назывался концерт в камерном зале Московской филармонии, прошедший 11 апреля. Исполнили обширную программу солисты Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова.
Импрессионизм — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX века, зародившееся во Франции и распространившееся по всему миру. Главное в музыкальном импрессионизме — передача эмоций, настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Свойственны также легкая фантастика, визуализация образов, поэтизация старины, интерес к тембровой и гармонической красочности.
После небольшого рассказа об эпохе импрессионизма, на сцену поднялись музыканты. Первым номером дали фантазию фа-диез минор Бриджа в двух частях. Рояль и струнная группа были идеально сбалансированы, а звучание солирующей скрипки будто возвышалось, парило над всем.
Ведущая также отметила, что музыка английского композитора Фрэнка Бриджа (кстати высоко оцененная Бриттеном) — это музыка практичного музыканта, любившего французский романтизм.
Затем последовало исполнение сонаты ре минор в транскрипции для виолончели и арфы Оливера Васса. Композитор — основоположник импрессионизма в музыке — Клод Дебюсси. Состоящее из трех частей, произведение постоянно ускорялось по задумке автора. Первая часть (пролог) — патетичное высказывание, вторая часть — серенада (весьма необычная, нетипичная по своему звучанию и гармониям), и третья, где всё развитие строится на контрастах.
Шестичастная сюита «Каприоль» Уорлока, следующая далее, в переложении для пяти альтов состоит из танцев эпохи ренессанса. «Повествование» строится в формате диалога, и в каждой из частей говорящий (солист) сменяется.
Музыканты также представили одну из известных работ Жоливе «Рождественские пасторали» для флейты, фагота и арфы. Период в жизни композитора, когда он работал над «пасторалями» исследователи называют магическим. Жоливе изучал культуру Африки, восточной Азии и других древних цивилизаций, что не могло не повлиять на композиторскую деятельность. Из первой части, носящей название «Звезда», с былинным звучанием нас переносят в следующую, вторую — «Волхвы». Третья часть — «Дева и дитя» представляет собой как-бы диалог между людьми, где флейта выступает в роли дитя, а гобой — девы. Четвёртая часть — «Танец пастухов», где темп уходит уже далеко за presto.
Харри Вессман, композитор XX-XXI веков (по счастью присутствовавший на онлайн трансляции), как и все зрители в зале слышал исполнение своего фортепианного трио №2. Переклички виолончели и скрипки, облегченные, летящие пассажи фортепиано сделали мелодию просторнее, а звучание будто по-современному импрессионистским.
Илья Кононов исполнил партию виолончели в своём сочинении на этом концерте. «Вальпургиева ночь» — фантазия на тему Михаила Ивановича Глинки для флейты пикколо, альта, контрабаса и маримбы. Необычность состава ансамбля таким образом передала образ «театра с игрушками». В исполнении применён интересный приём — стук по струнам виолончели смычком, что создавало ощущение громкого топота или шагов в зависимости от силы удара. Мистика, волнительное ожидание чего-то важного и значительного проходят лейтмотивом на протяжении всей фантазии.
«Следующее произведение сложно играть, потому что оно находится где-то между академичностью и джазом» — отметила ведущая. Дуэт для альта и виолончели нашего современника, композитора Капустина, действительно необычен в этом плане. Он как бы продолжает традиции импрессионистов (хоть и не так значительно, как предыдущие композиторы этого концерта), добавляет достаточно много джаза, и ненамного меньше академичности.
Особенностью техники композитора стало то, что импровизация как таковая полностью исчезла — джаз записан в нотах и не подразумевает свободного досочинения.
Все произведения композиторов разных эпох демонстрировали направленность и преданность одному жанру — импрессионизм. Волшебно исполняемая музыкантами программа смогла запечатлеть реальный мир во всей его красоте, подвижности и изменчивости, передать наслаждение жизнью и мимолетность момента.