В предновогоднюю пору московские театры активно распространяют на зрителей «Щелкунчиков» различных видов и мастей. Культовый балет — единственный из нашей русской классики, посвященный зимним чудесам. Однако в МАМТе встречают Новый год не только легендарным спектаклем Василия Вайнонена, но и собственной эксклюзивной постановкой — «Снегурочкой» Владимира Бурмейстера. Балет, появившийся в далёком 1963 году, до сих пор не теряет актуальности и очарования.
Произведение, сотканное из различных сочинений Чайковского, начиная от Первой симфонии «Зимние грёзы» и заканчивая фортепианными пьесами в обработке Леонида Фейгина, поражает целостностью и гармоничностью. Его впору именовать «альбомом задушевных песен без слов» — именно так великий Борис Асафьев смело назвал «Лебединое озеро». До появления «Снегурочки» Бурмейстера он не дожил 16 лет. Думается, увидев этот балет, он бы перенаправил свое суждение в сторону нового спектакля.
Постановка пронизана духом русской элегии и меланхолии. Жизнерадостные народные сцены, конечно, имеются, однако все же в балете перевешивает лирико-драматическая сторона. Главная особенность этого произведения — полное отсутствие «дивертисментности», отдельных вариаций, после которых нужно обязательно поддержать артиста аплодисментами. Каждый номер вырастает из другого, все движение спектакля идёт к кульминационному дуэту Снегурочки и Мизгиря в финале. Балетмейстер симфонизировал действие и сделал из наивной сказки настоящую поэму.
Постановка получила новую редакцию в 2001 году силами тогдашнего худрука Дмитрия Брянцева. Им было сокращено несколько сцен, из трёхактного спектакль превратился в двухактный. Но главные изменения произошли в оформлении. Советский реализм был выброшен в мусорное ведро главным художником театра Владимиром Арефьевым. Его прелестные лаконичные декорации вкупе с броскими костюмами составляют идеальный визуальный ряд спектакля.
Музыкальная сторона была на высоте. Опытнейший дирижёр Владимир Басиладзе вёл партитуру с симфоническим размахом, а лирические эпизоды исполнялись очень трогательно и нежно. Оркестр порадовал четкой сбалансированностью звучания, очаровательными пианиссимо, красивыми паузами и ферматами.
Четвёрка главных героев порадовала исключительно удачно подобранным кастом. Лель — Иннокентий Юлдашев бесшумно зависал в воздухе и играл, скорее, не мечтательного пастуха, а первого парня на деревне. Купава Валерии Мухановой, непривычно нежная и солнечная героиня в начале, простая деревенская девушка. После предательства возлюбленного она не пыталась противостоять Снегурочке, а, скорее, закрывалась в себе и держала боль в своем сердце. Мизгирь — Сергей Мануйлов был не только отличным партнёром для дам, но и великолепным актёром. Он очень ясно показал переход своего героя из одного состояния в другое: с Купавой он напорист, боек, активно утверждает себя. После встречи со Снегурочкой он становится поэтом, пытающимся сохранить и сберечь свою Музу.
Сенсацией стало выступление Жанны Губановой в партии Снегурочки. Её героиня, трогательная, нежная, вела спектакль в полном смысле слова. От сказочного персонажа не осталось и следа. Это было мистическое, холодное существо, которое с каждой картиной становилось все более человечной и тёплой. Но, познав чувство великой любви, Снегурочка тает, не раскрыв до конца себя и свою душу. В многочисленных монологах и сольных фрагментах Жанна Губанова показала не только великолепное владение техникой, но и собственное видение этой роли, не похожее на других. Артистка словно создана для этой партии, и, несомненно, роль Снегурочки можно назвать ее визитной карточкой.
В этом спектакле особое место занимают характерные герои — Бобыль и Бобылиха. Партия Бобылихи предполагает выход в ней и мужчины, и женщины (так, в театре убедительную женскую интерпретацию можно увидеть у Яны Большаниной). Хотя мужчина, конечно, смотрится эффектнее. То действо, что в этот вечер творил на сцене Роман Миллер вместе с Денисом Акинфеевым впору назвать искусством актёрского перевоплощения и мастерства. Уморительный дуэт вызывал незабываемые эмоции и стал одним из самых ярких моментов спектакля. Приятно, что в театре есть артисты, умеющие себя эффектно подавать.
В балете уравновешенны мужское и женское начало. Так, Бурмейстер придумал партии трех девушек и трех парней. Если первые ( в данном случае, это были Мария Бородинец, Наталья Конкина, Кристина Головачева) более нейтральны и любезничают только с Бобылем, а в остальном — дружно водят хороводы со Снегурочкой, то мужское трио в лице Бориса Журилова, Алексея Корягина и Леонида Леонтьева ведёт себя более активно и наступательно. Не домогаются, но явно пытаются привлечь внимание главной героини и даже исполняют отдельный танец со Снегурочкой.
Артисты труппы в родной постановке чувствуют себя, как рыба в воде. Качество исполнения, одним словом, не подвело. Безупречна работа кордебалета: танцы снежинок первой и третьей картины, поставленные с петиповской ясностью формы, были станцованы на отлично. А в сценах народных праздников, наполненных русской удалью и смелостью, артисты не жалели себя и выкладывались на все двести. Яркий танец скоморохов Георги Смилевски -младшего, Искандара Анварова, Андрея Кириченко, Дмитрия Муравинца, Максима Севагина во втором акте — один из самых любимых номеров у публики, вообще выглядел как отдельный зажигательный мини-спектакль.