Мотет Владимира Горлинского о пандемии коронавируса, рецепция белорусских восстаний в музыке Владимира Раннева, «Русские стихи» Ольги Раевой от Григория Сковороды до Нины Искренко. 18 февраля вокальный ансамбль N’caged вновь порадовал слушателей исполнением интереснейшей музыки современных авторов – в том числе, написанной специально для них. О концерте рассказывает Дарья Гинкул.

В декабре N’caged отпраздновал юбилей – 10 лет с момента создания ансамбля, который специализируется на современной академической музыке. Празднование с большим успехом прошло в электротеатре «Станиславский». Февральский концерт в пространстве Île Thélème, напротив, был камерным. Сценическим освещением служили длинные свечи, в зале висела экспозиция картин художницы Лидии Хромовой. 

Участники ансамбля, по обыкновению, общались со зрителями, рассказывая об истории создания произведений и композиторах, их написавших, о литературных источниках и личных ощущениях. Но первое произведение ансамбль исполнил без предварительных комментариев – это была транскрипция Дмитрия Курляндского на мадригал о гибнущем лебеде «Il bianco e dolce cigno» Якоба Аркадельта. Концепция очень интересна – исполнители рассказали о ней после. Стройное полифоническое многоголосие регулярно прерывалось звуками «ветра», изображаемого артистами: этим автор транскрипции изобразил практически стёртые фрагменты нотной записи на старинных сохранившихся экземплярах.

Аудитории академической музыки хорошо известно о связи творчества Бетховена с Французской Революцией, о лейтмотиве тоски по Родине у Шопена и Рахманинова; о том, как в блокадном Ленинграде в 1941 году впервые была исполнена 7-я симфония Шостаковича. О музыке, отражающей современные события, известно куда меньше.

N’caged пели о пандемии: Владимир Горлинский создал произведение «Воздух-воздух», в котором слышен звук аппарата ИВЛ и хриплое дыхание умирающего человека. К нему он написал предисловие: «Ежедневные измерения сатурации, ношение масок, ковидные ограничения. Отсюда воздух и дыхание – как абсолютные дефицит и ценность». Интересно, что Горлинский выбрал именно жанр мотета, который, несмотря на универсальность, даже во времена своего расцвета в эпоху Средневековья и Возрождения считался изысканно-строгим, сложным для восприятия. Сочинение «Воздух-воздух» таковым посчитали и музыканты, после исполнения разъяснив слушателям его содержание. 

Между тем музыкальный язык мотетов Алексея Сысоева более диссонантный, модернистский. N’caged исполнили два номера из цикла на стихи американского поэта Эзры Паунда, известного своими спорными взглядами и поступками. Поэт горячо поддерживал фашизм и вёл антисемитские передачи, десять лет жизни провёл в психиатрической больнице, стал автором «идеограмматического метода», который представляет собой смысловой коллаж из слов. Алексей Сысоев чутко уловил эксцентричность текстов Паунда, создав гипнотические музыкальные полотна, в которых, кажется, вообще не использованы средства выразительности, царившие после строгого стиля и до постмодерна. 

Цикл композитор написал специально для N’caged – так же, как и Ольга Раева написала для ансамбля свои «Русские стихи». Премьера этого произведения состоялась не так давно в Малом зале Зарядья. Ольга Раева задействовала не только всю палитру жанров русской вокальной музыки, но и широчайший разброс стихотворений. Некоторые параллели каноничны: так, стихи философа и поэта XVIII века Григория Сковороды озвучены в жанре партесного концерта, Алексей Толстой представлен лирическим романсом для тенора, а номер на стихи советской поэтессы Нины Искренко написан в стиле модернистского ироничного речетатива. Но Ольга Раева явно заботилась не столько о стилистическом соответствии, сколько исходила из ритмического рисунка стихотворений. Так, например, появился этнический то ли речетатив, то ли рэп «Буря мглою небо кроет» или хорал на стихи Марии Петровых. 

Тема пандемии коронавируса была представлена не только мотетом Владимира Горлинского. В период изоляции написал свои стихи драматург Константин Стешик – резкие, горькие, порой сатиричные. Эти стихи легли в основу «Белорусских песен», которые сочинил Владимир Раннев уже во время беспорядков в Беларуси, которые композитор воспринял близко к сердцу. Ансамбль исполнил избранные произведения из цикла, который теперь очень хочется послушать целиком. Раннев безошибочно отражает в своей музыке лейтмотив смерти из стихов Стешика, причём смерти разной – успокаивающей или отталкивающей, или попросту страшной. Отчаянием сквозит сочинение «Реальность», безысходность – главный герой номера с персонажами Жалей и Убивай. Но неожиданно нежной оказалась песня «Не печалься обо мне» – перед её исполнением музыканты озвучили, что она им особенно тяжело даётся. Сочинение напоминает колыбельную в переменном ладу с постоянно повторяющимся ритмическим и мелодическим рисунком и пронизана таким острым чувством потери, что плакали не только слушатели, но и сами музыканты.

Есть популярное и не лишённое оснований мнение, высказанное когда-то оскароносным английским актёром Рексом Харрисоном, которое дословно звучит так: «Игра – это плохая игра, если сам актер становится эмоциональным, заставляя аудиторию плакать. Цель состоит в том, чтобы заставить зрителей плакать, но не плакать самому. Эмоции должны быть внутри актера, а не снаружи. Если вы будете стоять там, плача и причитая, все ваши эмоции улягутся по вашей рубашке, и ничего не дойдет до вашей аудитории». Ансамбль N’caged показал, что у этого правила есть исключения.